Общие свойства развития градостроительных направлений

Установлено, в отношении большей части Беларуси, существование готического направления градостроительства, происходящего из Западной Европы XIII —XIV вв. Подтверждены и дополнены признаки структур: прямолинейные очертания линий застройки, общий замысел и ортогональная планировка города или района, квадратная или Г-образная площадь с отходящими от углов улицами продолжениями сторон, тяготение композиционных осей площади к сторонам. В большой группе поселений готическая планировка выявлена и дифференцирована по генезису.

Обнаружено распространение, установлены идейные основоположения и композиционные признаки ренессансных планировочных структур: прямолинейные линии застройки; общий замысел города; римско-античные традиции трассировки основных осей в виде четырехконечного или Т-образного креста с повтором пропорций кардо и декумануса, постановкой высотных крепостных ворот по концам осей и созданием на их пересечении прямоугольной площади симметричной схемы; планировочные приемы итальянского маньеризма; всепроникающая геометризация композиции (равенство размеров; узловые точки, оси, окружности построения).

Прослежены общие свойства развития градостроительных направлений:

закономерности взаимоположения замка и главной торговой площади, отражающие степень трансформации древнерусских основ структуры под влиянием западноевропейского зодчества;

закономерности формирования в планах городов художественно организованных схем размещения храмов (концентрические окружности или полуокружности с радиусами, треугольники с выделением главного, крестообразная фигура, линейная зигзагоподобная конфигурация);

принципы композиционного равновесия и неравновесия архитектурных масс и пространств;

приемы подобия разных по природе градостроительных элементов в пределах поселения.

Разработана система научных воззрений на градостроительство классицизма второй половины XVIII первой половины XIX в. как типологически, структурно-планировочно и эстетически содержательный феномен, освоивший исторический опыт художественного мышления.

Выявлены методы реконструкции городских поселений и их элементов в зависимости от степени преемственности существовавшей структуры, типы планировок по конфигурации уличной сети. Определены функциональные и художественные приемы эстетического единообразия города и живописности планиметрических стереотипов. Установлены типы структур общественных центров, приемы организации главного проспекта. В классицистическом градостроительстве обнаружена тенденция романтизма, представленного двумя направлениями: медиевистским, включившим две художественные ветви (интерпретации традиций средневековой нерегулярной и готической планировки), и ренессансным, воспроизводящим каноны структуризации планов Возрождения.

Определены особенности пространственной организации центров поселений, представляющие градостроительную идеологию стиля: преемственность культурных традиций; модульность и углубленная геометризация планировочных композиций; образная торжественность объемно — пространственных решений; формирование системы эффектных, узловых зрительных точек; выверенная сценографичность видовых картин.

Выполнены многоуровневые типологические построения с разработкой сводной типологии комплексов застройки площадей второй половины XVIII первой половины XIX в., включающей их исходные типологии но функции, времени образования планировочной основы, пространственным признакам.

По функции выделены площади: главная, торговая, культовая, административная и др. По времени образования планировочной основы площади дифференцированы на классы:

  1. с нерегулярной средневековой основой, формировавшейся в XI —XVIII вв.;
  2. с готической или ренессансной основой XVI—XVII вв.;
  3. с барочной основой второй половины XVIII в.;
  4. площади, планировка которых преобразована или создана в период классицизма во второй половине XVIII первой половине XIX в.

Класс IV по генетическим особенностям разделен последовательно на подклассы и группы. Разработана, по предложенной методике, многоуровневая типология площадей по пространственным признакам с установлением критериев: время образования планировочной основы, главный отличительный планировочный признак, наличие замковых сооружений, число культовых и гражданских доминант, застроенное или свободное внутреннее пространство, замкнутое или открытое внутреннее пространство, специфичные морфологические признаки. Каждый из уровневых критериев определил последовательно классы, виды, подвиды, типы, подтипы, группы, подгруппы объектов с установлением 132 подгрупп как низовых типологических единиц.

Прослежены процессы формирования и обнаружена система принципов и приемов композиции наиболее примечательных ансамблей площадей. что позволило выявить их как произведения искусства и в качестве значимой составляющей градостроительства второй половины XVIII — первой половины XIX в.

Основные принципы заключаются в следующем:

  • дискретность внутреннего пространства площади; системность умозрительных линий построения;
  • равенство и целочисленность размеров;
  • ограниченные модульность и типизация;
  • единство пропорций;
  • разнохарактерное подобие;
  • ритм;
  • контраст;
  • равновесие, часто по парной и треугольной схемам;
  • высотная уровневость;
  • организация по разным критериям узловых точек пространственного построения и восприятия;
  • формирование визуальных осей;
  • геометрическая идеализация при реконструкции;
  • тенденция романтизма;

и др.

Наиболее важные приемы: удвоения и утроения в пропорциональном строе, троичные комбинации, неповторяемость элементов, сочетания симметрии и асимметрии и др.