Формирование объемно — пространственной композиции

622

Использованы также композиционные приемы: равнозначное воплощение на основе контраста симметрии и асимметрии в организации застройки; общность типа зданий на симметричной и асимметричной сторонах, отличие типов на симметричных сторонах;

создание симметричных систем из трех элементов в композиции застройки сторон площади, в целом тенденция троичных комбинаций внутри художественной структуры ансамбля; зрительное усиление флангов стороны площади блокировкой грех разнохарактерных зданий в асимметричные угловые группы.

Барочно-классицистический ансамбль административно-культовой площади Полоцка, воздвигнутый на ренессансной планировочной основе, характеризовался принципами композиции: симметрия пространственной организации с четким выделением главного сооружения — одновременно главной доминанты города; как частный прием включение отдельных асимметричных элементов, обогащавших композицию ансамбля при сохранении принципа симметрии;

равенство основных планировочных и высотных размеров построения ансамбля, направленное на гармонизацию композиции;

ограниченно примененная модульность элементов застройки и пространств;

контраст с использованием различных приемов в соотношениях по объему, высоте, характеру силуэта доминант и рядовых зданий; в пространственных связях между рядовыми постройками; в сочетании многоосевой структуры фасада главного сооружения и одноосевом построении фасадов остальных зданий; в соподчинении лаконично оформленных монастырских корпусов пластически развитым барочным фасадам храмов; в укрупнении декора иезуитского костела и измельчении архитектурного убранства соседних зданий, что служило приемом иллюзорного увеличения его объема;

равновесие, воплощенное различными приемами, из которых наиболее выразительные — равновесие по треугольной и диагональной схемам;

подобие, разделявшееся на приемы прямого подобия архитектурных элементов и подобия пропорций разнохарактерных по природе объемно- пространственных форм.

Приемами композиции ансамбля также являлись:

удвоения в пропорциях высот главной, второстепенной доминант и рядовой застройки — 4:2:1; в развитой ярусной структуре главной доминанты 12:6:4:2:1;

единая этажность фоновых построек по периметру площади;

сходный масштаб фасадов фоновых построек; объединение групп зданий глухой оградой для усиления пространственной целостности.

Среди ансамблей эпохи классицизма выдающимся образцом служат ратушная, культово- административная и торговая площади Витебска. Они созданы в результате преемственного преобразования территории с нерегулярным средневековым характером планировки как интерпретация исходных структурных особенностей ядра городского центра. На примере площадей прослеживаются принципы композиции асимметричных градостроительных форм, свойственные эстетике классицизма:

единство размеров элементов застройки или пространств, общих по природе или разнохарактерных;

ограниченно использованная модульность объемов и пространств с принятием в качестве модуля важного параметра одного из существовавших зданий;

системность умозрительных линий построения с применением приемов совпадения осей, а также их взаимной перпендикулярности, «ортого- нализации» живописного целого для его упорядочения;

асимметрия пространственной организации с использованием приема включения отдельных симметричных элементов;

регулирование, романтизированная идеализация неправильной средневековой планировочной основы формированием упрощенных повторяющихся геометрических фигур, образно близких между собой по начертанию (треугольник, трапеция);

подобие на основе приема единства композиционных схем, образования стереотипов решения отдельных составляющих ансамбля;

видовое раскрытие частей ансамбля между собой, к природному окружению и другим городским комплексам;

организация визуальных осей с применением приемов их формирования внутри площадей и с использованием прямых и обратных зрительных связей вдоль подводящих улиц;

организация узловых точек восприятия (приемы неожиданного видового раскрытия городского пейзажа, фиксации оптимального угла обозрения главного здания ансамбля);

сочетание единства и дифференцированности в декоративном убранстве фасадов.

Композиционными приемами также служили: удвоения и утроения в планировочной композиции;

развитие сложившейся в эпоху барокко неповторяемости числа высотных акцентов в объемной композиции доминант.

В отличие от ансамбля Витебска в застройке Соборной и культовой площадей Бобруйска классицистическая романтизация ориентирована не «вовнутрь», на осознание закономерностей объекта реконструкции, а «вовне», на освоение абстрактных образцов, свойственных средневековью и уходящих корнями в греческую античность. Принципами композиции площадей являлись: асимметрия художественного построения ансамбля с использованием приема включения отдельных симметричных составляющих, «симметрии в асимметрии»;

жесткая геометризация плана, образно созвучная военному назначению города: использование целочисленных размеров, а как модулей — длины и ширины главного сооружения; равенство основных размеров разных по градостроительной роли объемов или пространств; тесная увязка композиционных осей зданий и их групп, в том числе создаваемых и существующих;

романтическая нацеленность проектного метода на идейно-художественное освоение и интерпретацию средневековых форм посредством приемов: сопряжение, похожее на примыкание углом двух прямоугольных площадей разной функции; типичная для готической планировки трассировка семи улиц от углов

площади, где роль одной из них выполняло пространство малой площади; исторические реминисценции XVII-XVIII вв. в архитектурном образе храма;

строгое регулирование высотной композиции с применением приемов единого горизонта венчающего карниза всех основных новых сооружений, доминирования собора по вертикали лишь за счет звонницы и купола;

одинаковые пропорции частей композиции собора, а также храма и застройки периметра Соборной площади, способствующие художественному единению форм.

Использованы также композиционные приемы: удвоения и утроения в пропорциональном строе собора;

формирования системы наилучших точек восприятия ведущей доминанты под оптимальным углом зрения.

Соборная площадь иллюстрировала эволюцию категории архитектурного масштаба, принципа выделения главного сооружения в рамках развития классицизма от этапа становления стиля до ампира 1830-х годов. В полоцкой культово-административной площади как барочно-классицистическом произведении доминанта выявлялась среди фоновых строений огромными абсолютными и относительными размерами, наращиванием элементов архитектурной массы, сложностью убранства, числом фасадных ярусов. В бобруйском же ансамбле основное здание преобладало за счет предельного укрупнения, монументализации масштаба, брутальной упрощенности частей композиции сравнительно с деталировкой периметра площади при вертикальном акцентировании над единым горизонтом сравнительно невысоких форм.