Прямоугольные площади, примыкающие одной стороной к улице, а противоположной к храму, отнесены к XVII — XVIII вв. — периоду широкого костельного строительства, проводимого монашескими орденами. Важным наблюдением В. Ревеньской явилось установление связи между конфессионалыюстью храма и стереотипом окружающего его городского пространства. Православные церкви с планом в виде равноконечного креста размещались посередине площади либо в застройке улицы. Фасады храма центрич- ной композиции незначительно отличались между собой, а при «островном» положении на площади обеспечивалась органично необходимая круговая обозревасмость сооружения. Отказывая местным церквам в признании художественных достоинств главного фасада, В. Ревеньска считала это одной из причин их постановки на линии уличной застройки, что не обеспечивало благоприятного восприятия главного фасада в связи с преобладанием его ракурсного обозрения. В костелах же с каноническим планом в форме латинского креста этот фасад логично трактовался как основной носитель средств выразительности, поле для развертывания профессиональных ордерных композиций и скульптурных сюжетов. Эго качество и определило размещение храмов в завершение видовых перспектив прямоугольных площадей.
Литературные источники отразили важнейшие исторические этапы накопления научных знаний, определили фактологическую и теоретическую базу для дальнейшего изучения белорусского градостроительства. Выделены шесть групп публикаций: краеведческие труды конца XVIII начала XX в.; послереволюционная довоенная советская литература по зодчеству Беларуси; ноль- скоязычиые труды 1920—1930-х годов о западнобелорусских городах; фундаментальные исследования истории градостроительства 1950 2000 гг.; современные энциклопедические издания, затрагивающие градостроительные проблемы; источники об археологических изысканиях 1950 -2000 гг. в городах.
Однако крупные достигнутые результаты не дали комплексного, системного представления о градостроительном искусстве Беларуси второй половины XVI — первой половины XIX в. Не определены основные направления и система свойств его исторического развития. Не рассмотрено планировочное наследие средневековья, существовавшее в городах рассматриваемого периода. Не выявлены характерные черты градостроительства Возрождения и барокко. Мастерство возведения и реконструкции городов эпохи классицизма не оценивалось как типологически, структурнопланировочно и эстетически содержательное явление; не анализировались историко-культурные и художественные особенности КОМПОЗИЦИЙ.
За немногим исключением, не определены особенности пространственной организации городских поселений разных эпох, их центров и главных ансамблей. Не выполнен, за малым исключением, подробный анализ выдающихся произведений зодчества — барочно-классицистических ансамблей площадей, не выявлены принципы и приемы их объемно-пространственной композиции. Искусство строительства городов осознавалось ограниченно в географическом аспекте, в исследованиях не затронут большой круг поселений разных регионов Беларуси. Не разработаны развернутые типологии градостроительных объектов: планировочных структур различного генезиса, общественных центров, площадей как наиболее примечательных комплексов застройки, других элементов города.
Историография белорусского градостроительства изучаемого периода имеет недостаточно широкую научно-методическую базу. Не применялись типологический, пропорциональный и семан- тико-тсологичсский методы исследования. Редко использовались методы: сравнительный, графического реконструирования, идеализации градостроительной композиции. В настоящее время преобладает текстологический и иллюстративнофиксационный подход к исследованиям. В научном обиходе отсутствует массив информации, позволяющий представить пространственную организацию городов по реконструкциям на определенные периоды и графоаналитическим разработкам.
Не проведены аналогии, не установлены черты общности и различия между белорусским и русским градостроительством. В структурах городов и местечек Беларуси, кроме единичных случаев, не обнаружены элементы, привнесенные из за- падно- и центральноевропейского градостроительного искусства.
Общая концепция настоящей монографии включает установление ранее не известных свойств пространственной организации городских поселений в изучаемый период, характеризующих высокий уровень развития духовной и материальной культуры. В основе исследования подробный анализ группы городов и их главных комплексов, а также привлечение для разработки различных аспектов темы большого числа других городских населенных мест.