Территории между линейными и узловыми компонентами планировочного каркаса города являлись почти полностью жилыми зонами. Жилые кварталы следует разделить на типы в зависимости от способа застройки. К первому типу относились кварталы преимущественно сплошной застройки. Она сложилась по периметру кварталов как сплошной фронт фасадов, в ряде случаев с малыми промежутками между домами. Внутриквартальная территория была занята небольшими дворами с подсобными постройками.
Второй тип кварталы преимущественно усадебной застройки, которые отличались размещением жилых зданий по периметру с интервалами между собой и значительными усадебными участками. Здания выходили на линию застройки улицы, но встречалось и расположение домов зажиточных горожан с отступом от линии застройки и организация перед ними части территории усадьбы.
Участок при рядовом жилом доме обычно был занят садом, огородом и хозяйственными постройками, число которых по планам конца XVIII и первой половины XIX в. изменялось от 1 до 6. Как правило, земельный надел имел прямоугольную конфигурацию. Меньшей стороной он выходил на площадь или улицу, большая сторона определяла его длину. В Мире, например, участки приобрели конфигурацию вытянутых полос земли. Длина участков была примерно одинаковой, а ширина могла изменяться.
Площади наделов варьировались в зависимости от состоятельности владельца и, как прослежено выше на примере Пинска, от места в плане города. В Слониме на Ружанской улице площади участков составляли от 910 м2 (42,6 саж. х 21,3 саж.) до 1820 м2 (42,6 саж. х 42,6 саж.). Массовое городское жилье в кварталах обоих типов характеризовалось малым масштабом и имело один — два этажа, иногда с мансардой или мезонином.
В завершении настоящей главы, посвященной композиции основных комплексов застройки, обратимся еще раз к площадям как наиболее ценным объектам и дадим им краткую характеристику. В результате исследования определены ведущие свойства и разработана типология комплексов застройки площадей. Прослежены также процессы формирования и выявлена система принципов и приемов композиции наиболее примечательных ансамблей, основное содержание которой заключается в следующем.