Композиционная схема

Созданная правильная планировка была асимметричной и сложной по рисунку, что, несомненно, вызвано использованием ранее существовавших направлений. Интересно проанализировать, каким путем зодчий-планировщик, возможно, приглашенный из Западной или Центральной Европы владельцам города Олельковичами, а наиболее вероятно, Радзивиллами, решил непростую градостроительную задачу по формированию выразительной регулярной композиции на древнерусском планировочном субстрате. Это примечательно и в том смысле, что примененный преемственный реконструктивный подход явился предтечей, первичным опытом в регионе подобных мероприятий, широко реализованных спустя почти двести лет в Екатерининскую и Александровскую эпохи.

Художественный замысел планировочного каркаса имел явно средневековые творческие истоки. Четыре основные магистрали, ведущие к южным, юго-западным и северо-западным городским воротам и цитадели, лучеобразно расходились из некой абстрактной, близкой к неправильному шестиугольнику цетральной зоны, образованной главной площадью, частью акватории запруды на р. Случь и прилегающими прибрежными участками. Магистрали как бы продолжали в разных направлениях стороны этого условного шестиугольника, отдаленно напоминая свастику. Отчасти такой формальный прием наблюдается и в схеме самого торга, наподобие ядра лежащего внутри этой зоны. Как будет рассмотрено в главе 4 на наиболее показательном примере Постав, фигура в виде свастики, заимствованная из западного средневекового градостроения, распространилась и в планировке поселений ВКЛ XVI — XVIII вв.

Композиционная схема указанных магистралей усиливалась следующими особенностями. Юго- западный луч был направлен на торговые лавки или корчму на северо-восточной стороне рынка. Как и остальные улицы, подходящие к торгу, он трассировался гак, что продолжение улицы в пределах площади не перекрывалось торговыми рядами. Северо-западная магистраль зрительно завершалась постройками мануфактуры персидских поясов в квартале со старым дворцом Радзивиллов, а с другой стороны брамой городских укреплений, ведущая к цитадели магистраль — церковью Ильинского монастыря, а ось южной магистрали пересекала посередине корпус торговых рядов (по инвентарю Слуцка 1661 г. в это время торговые ряды представляли собой корпус с 38 и 46 лавками. Очевиден объединяющий художественный прием зодчего: ориентация трассы на доминанту или точку геометрического построения, находящиеся вне застройки самой магистрали (в четырех случаях из пяти).

Интересны также ритмические свойства плана. На большей части левобережья размеры кварталов постепенно уменьшались по направлению от схемообразующих магистралей к поясу укреплений, формируя убывающий ритм ячеек уличной сети. В левобережье, или Новом городе, инвентарь Слуцка 1683 г. упоминает рыночную площадь территорией 62,5 прута (1471 м2), застроенную с четырех сторон. В предлагаемой реконструкции плана ее место определено гипотетически, исходя из целесообразности расположения торга в срединной части района в удобной связи с городской брамой, а также из распространенной традиции формирования площади перед иезуитским коллегиумом и возле дворца магната.