Экспрессионистская архитектура. 1910-1925

особняк Шрёдера в Утрехте

Экспрессионистская архитектура вытекает из стиля модерн. К ней относится также антропософское «гётеанство» Штейнера :

— функциональные сооружения наподобие абстрактных скульптур

— закругленные пластические формы

— сталактитовые перекрытия и похожие на органные трубы структуры, позже остроугольные здания с акцентированием горизонтали

Сильное влияние экспрессионизм оказывает на Скандинавию и на Нидерланды. В 1925 г. на смену экспрессионизму приходит интернациональный стиль.

«БАУХАУЗ»

1906-1924 Веймар, 1924-1930 Дессау, 1930-1933 Берлин

«Архитекторы, скульпторы, художники… должны снова обратиться к ремесленничеству… Конечная цель всякой художественной деятельности — созидание!»

Самая значительная художественная школа XX в. основана в 1906 г. Великим герцогом Веймара как школа художественных ремесел под руководством ван де Велде. Его последователь Гропиус в 1919 г. реорганизует школу и дает ей название «Баухауз» в духе средневековых ремесленных объединений, Одинаковая подготовка для художников и ремесленников на «начальном курсе» по формам, материалам и цветам под руководством Итгена.

Вскоре «Баухауз» отказывается от идей Морриса и экспрессионизма — создания под впечатлением «Эстетики машин» промышленных кубических изделий, придерживаясь при этом четкого языка форм течения «Стиль», 386, и имеющего практическую направленность супрематизма.

В 1924 г. «Баухауз» переводится в Дессау. Здание объединения Гропиуса становится программой школы и частью «интернационального стиля»:

— четкие кубические блоки

— отсутствие по углам зданий видимых несущих частей

— стеклянные навесные фасады

Руководители объединения: 1928— 1930 — Мейер, с 1930 г. до закрытия в 1933 г. — ван дер Роэ.

ФУТУРИЗМ

В отличие от неприязненного отношения Морриса к машинам, художники- футуристы восхищаются новой техникой и динамикой крупного города: «Завывающий автомобиль, летящий, будто выпущенный из ружья, прекраснее Ники Самофракий- ской… Мы будем прославлять войну — единственную гигиену мира, милитаризм… направленное на уничтожение дело анархистов… и презрение женщины».

Сант-Элиа становится ведущим теоретиком футуристической архитектуры-. «Расчет прочности материалов, применение железобетона и стали делают архитектуру «в классическом и обычном понимании невозможной… Футуристический город… должен быть подобен большой шумной верфи и во всех ее частях быстрым, механическим; футуристический дом должен выглядеть как огромная машина».

Его архитектурные проекты намного обширнее аналогичных работ Райта и венца Вагнера, которые являются для него примером. Эти проекты влияют на Корбюзье и голландскую группу «Стиль», но ни одно футуристическое сооружение не было реализовано.

КОНСТРУКТИВИЗМ В РОССИИ

Между 1920 и 1930 гг.

Выводы из течений «Стиль», Веркбунд и футуризма:

— архитектура на службе нового общественного устройства

— 3-секторная планировка городов: 1 — административный центр, 2 — производственный, 3 — центр воспитания бесклассового общества

— отказ от капиталистических форм

— интеграция искусств

— в рамках универсальной системы коммунистической культуры Малевич создает проекты жилых зданий будущего: «архитектоны» и «планиты»

— в 1924 г. Лисицкий проектирует «горизонтальные небоскребы», то есть высотные дома, связанные похожими на мосты поперечными домами

Экономика России позволяет осуществить лишь часть многочисленных монументальных проектов жилых зданий, рабочих клубов, спортивных сооружений, торговых и административно-управленческих зданий. Некоторые из них отличаются символическими планами: в форме пятиконечной звезды. В конце 20-х гг. в России работают также и западные архитекторы.

ГРУППА «СТИЛЬ»

Образованное в 1917 г. объединение нидерландских художников и архитекторов. «Решающей ошибкой Раскина и Морриса было то, что они дискредитировали машину» — «…выверенное соотношение двух элементов оформления, например, цвета и пространства — ясных и несмешанных…». «…необходимость меры и числа, ясности и порядка, стандартизации и серийного производства, совершенства и идеального исполнения…».

Наиболее известным творением группы «Стиль» является особняк Шрёдера в Утрехте, 1924-1925 ;

— интерьер выверен до мелочей

— осуществление принципов живописца Мондриана в кубическую архитектуру, т. е. каждая плоскость соответствует определенному архитектурному элементу

— однако расположение в разных по глубине пространственных слоях

— цветное обрамление отдельных архитектурных элементов

— кирпич, бетон, стальные элементы, перекрытие из деревянных балок

— небольшие помещения внизу

— большое помещение на верхнем этаже, разделяемое на 7 частей раздвижными стенками

После 1920 г. в группе «Стиль» появляются новые члены. Ван Дусбюрг предпринимает вместе с ван Эстереном попытку перенести старые и новые принципы группы «Стиль» на архитектуру: Страсбур, кинозал-ресторан «Кабаре Обетг» -. сдержанные плоскостные формы с декором стен, горизонтальные и вертикальные цветные поля Мондриана превращаются в стреловидные элементы, рождая «динамичные диагонали».

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Архитектурный стиль XX в., названный по книге «Интернациональный стиль, архитектура с 1922 г.» Хичкока и Джонсона, Нью-Йорк, 1932. Обозначает qrMMy композиционных достижений, созданных до 1914 г. такими архитекторами, как Райт, Перре, Лоос, Гропиус и др., и получивших в 20-е гг. распространение в Европе и США:

— асимметрия в горизонтальной и вертикальной проекциях; кубические архитектурные формы, каркасное строительство

— широкие полосы окон, навесной фасад; белая штукатурка и отказ от орнамента и профилирования

До недавнего времени широко применялся при строительстве спецсооружений.

Швейцария. Майяр задолго до Гропиуса, ван дер Роэ и Корбюзье при сооружении перекрытий и мостов «исключает все пассивные элементы…». Главные творения: бетонное «грибовидное перекрытие» и параболическое самонесущее железобетонное перекрытие- оболочка. После 1918 г. Швейцария занимает, наряду с Германией, по числу и квалификации архитекторов ведущие позиции в Европе.

Франция. Французская архитектура остается вплоть до 20-х гг. консервативной. Лишь мосты Фрейссине и ангары в Орли, 1916-1924, длиной 300 м и высотой 62,5 м полностью отходят от подчиненности техники форме ; они образуют интегральные пролетные конструкции из предварительно напряженного железобетона, являющиеся самонесущими, необли- цованными структурными элементами, и сами образуют внешнюю и внутреннюю форму.

ЛЕ КОРБЮЗЬЕ

Ле Корбюзье — ученик Перре и Беренса, находившийся также под влиянием Райта, ван де Велде, Фрейсине. Большое число сооружений во Франции, России, Германии, Бразилии, Северной Африке и Японии. Архитектор, художник и скульптор, ярый публицист. В его журнале «Эспри нуво» и книге «К архитектуре» торжествуют идеи футуристов, Верк- бунда, группы «Стиль» и конструктивизма. Интерес к социальным проблемам приводит к созданию проектов массового строительства жилых домов по плану из 5 пунктов:

1. Свободно стоящая опора

2. Свободная внутренняя планировка

3. Независимые от каркаса стены

4. Навесной фасад, широкие окна

5. Плоская крыша-сад

Проекты реализуются в крупных сооружениях в Марселе, 1952, а также в «единицах» из квартир с полуторными этажами по 2,26 м, вставленных одна в другую и выходящих в центральный коридор. Единица измерения — модулор. Полный перенос принципов на роскошный одноквартирный дом. Вилла «Савой» оказывает влияние на целое поколение архитекторов. После 1947 г. не столько поучительные, сколько «поэтические» постройки.

Для нее более характерны отдельные гениальные личности, чем архитектурные течения.

Бельгия. Жилой поселок «Сите-Мо- дерн» в пригороде Брюсселя Берхем- Сте-Агате, арх. Буржуа.

Швеция. Архитектурная школа Леверенца, Бергстена и Асплунда.

Дания. Экспрессионистская церковь Грундтвига с неоготическими элементами в Копенгагене, 283, арх. Клинт; здание Главного полицейского управления Копенгагена, арх. Кампман.

Финляндия. Центральный железнодорожный вокзал в Хельсинки, арх. Сааринен. Сооружения Аалто отличаются:

— функциональностью и естественной взаимосвязью с ландшафтом

— применением кирпича и дерева

— криволинейными стенами, односкатными крышами

Перед Первой мировой войной и после нее многие европейские архитекторы эмигрировали в Америку.

Гютерсло, группа домов. Прозрачные лестничные клетки в качестве соединительных элементов между жилыми секциями, «ландшафт» остроконечных крыш во избежание «монополии» крыш со свесом. Структура плана одинакова для всех квартир, включая и мезонетт, и способствует социальной оживленности при заселении жилья как одним человеком, так и семьей с детьми. Сплошной похожий на парк сад, который каждый жилец может использовать как место для общения

Мезонетт на верхнем этаже домов средней высоты. Нижний этаж: прихожая, туалет, жилое помещение, кухня, балкон, столовая. Верхний этаж: ванна, гардероб, рабочий кабинет, отделенный от спальни стеклянной перегородкой