ИТАЛИЯ: вилла и замок

От планов древнеримских вилл городским палаццо досталась в наследство строгая прямоугольность форм.

Первое сооружение с садом по проекту Рафаэля — вилла Мадама в Риме. Она подражает античным римским термам, а декорации имитируют росписи «Золотого дома» Нерона, обнаруженные в похожих на гроты раскопках.

На задней, выходящей в сад стороне виллы ди Папа Джулио расположена открытая галерея полукруглой формы.

Вилла Фарнезина и маньеристское палаццо дель Те в Мантуе заимствуют формы античных пригородных вилл.

Первые 60 вилл Палладио, широко разбросанные вокруг Виченцы, вплоть до XVIII в. являются образцом для сооружения сотен сельских домов в северной Италии и Англии. Основными особенностями являются:

— симметричность основного здания с центральным

— портик, впервые появляющийся у жилых зданий, отдельно стоящий или привязанный к фасаду; кроме того, весь фасад оформляется в виде фасада храма

— выступающие в сторону открытой местности крылья здания

— профилированные окна

— полная согласованность корпуса сооружения с интерьером

— все размерные соотношения по правилам «гармоничной пропорции»

Монументальные замки в незастроенной местности встречаются редко, так как военная власть находится в руках властителей, живущих в городах. Так, внешне похожее на крепость палаццо Фарнезе в Капрароле относится скорее к фантастическому маньеризму.

Ранний Ренессанс

Во Франции укрепленные замки строятся или усиливаются до 1453 г. — конца Столетней войны, а после ухода английских войск перестраиваются. После возвращения из Италии Карл VIII приглашает к своему двору итальянских архитекторов и мастеров художественного промысла.

Они завершают позднеготический замок Амбуаз, знакомя при этом французов с декоративными мотивами — лиственным орнаментом, иониками, орнаментом из сердцевидных листьев. Людовик XII повелевает построить в Блуа крыло в итальянском стиле. Но широкое распространение итальянский Ренессанс получает только при Франциске I — с опозданием в 100 лет. В Италии начинается маньеризм, и его формы во Франции смешиваются с готическими реминисценциями, образуя французский маньеристский стиль:

— 4 круглые угловые башни

— крыши крутые, более высокие; богато декорированные фронтоны

— слуховые окна, прорезающие венчающий карниз или выступающие над ним

— много дымовых труб

— членение стен скорее графическое, чем материальное

— прямоугольные позднеготические окна с крестовой коробкой

— коробовая арка над лоджиями, воротами и аркадами чаще бывает полуциркульной

— деревянные и каменные кессонные потолки

— обилие украшений: обелиск, волюта, балясина, картуш, эмблема, ангелочек, раковинный свод, свисающий замковый камень, медальон с портретом и т. д.

— капитель с рогом изобилия, листвой, ангелочками, бюстами

Тон в перестройке и сооружении новых зданий задают придворные, проводящие жизнь в охотничьих угодьях Луары. С них берут пример богатые горожане, что приводит к плотной застройке территории замками.

В «Школе Фонтенбло» Франциск I объединяет флорентийских маньеристов и французских мастеров, чей декоративный стиль оказывает огромное влияние на французскую архитектуру. Элегантные линии, кессонный потолок, пластичные штукатурные орнаменты и скульптуры людей и животных впервые появляются во Франции в комбинации с декоративной росписью. Главные творения: Фонтенбло, галерея Франциска I; замок в Анси-ле-Франк.

Высокий Ренессанс

В середине XVI в. на смену итальянским архитекторам приходят французские и создают новый национальный стиль. Главными представителями и ведущими теоретиками являются Делорм, 1510— 1570, Дюсерсо, 1515—1584, Леско, 1510-1578. Основные особенности: триумфальные арки, классические ордеры колонн, сандрики, неитальянские закругленные фронтоны, крутые крыши с надстройками, пустые ниши, удлиненные волюты, плоские рельефы, рольверк и накладной орнамент, суженные, удлиненные пропорции.

ИСПАНИЯ

Пышное изобилие декораций стилей мудехар, платереско, Изабеллы и Мануэла процветает на Иберийском полуострове до XVI в.. Поворот к строгому римскому Высокому Ренессансу осуществляет Карл V, император Священной Римской империи в 1519-1556 гг. Он демонстрирует свою легитимность как продолжателя провозглашенной Карлом Великим концепции средневековой империи в незавершенном дворце, который он встраивает в замок Альгамбру близ Гранады.

Другим путем идет к Ренессансу Филипп II, делающий дворец Эскориал символом Контрреформации. Холодные, упорядоченные пропорции и голые фасады являются идеальным образцом не приемлющего украшений стиля десорнаментадо; его одновременные функции как дворца, монастыря, университета, музея, семинарии и больницы являются архитектоническим отражением испанских представлений о комплексности религиозности и не ограниченной Божьей милостью монархической власти.

ГЕРМАНИЯ

Ранний Ренессанс. Ренессанс перенимают сначала классически образованные представители южногерманской буржуазии, его распространение ограничено Аугсбургом и Нюрнбергом.

Князья южной и восточной Германии, особенно Габсбурги и баварские герцоги, иногда заказывали итальянским архитекторам «итальянские» замки.

Князья центральной и северной Германии демонстрируют свои гуманизм и Реформацию в сооружениях, позднеготические основные формы которых украшаются отдельными элементами североитальянского Ренессанса:

— арка в виде занавеса, килевидная, полуциркульная

— венецианский полукруглый фронтон

— ломбардская терракота

— чрезмерное количество рельефов и скульптурных изображений людей и животных

При этом царит дух соперничества с городскими зданиями. Но эти декорации уже сами по себе «курьезное преломление Ренессанса», а в руках немецких архитекторов, знакомых с ними по книгам, — наивный, перегруженный гротеск

Высокий и Поздний Ренессанс.

С середины XVI в. маньеризм проникает в южные, центральные и северные регионы Германии, определяя мир декоративных форм как замкового, так и городского строительства.

Замок с 4 крыльями является продолжением укрепленных замков по типу римских военных лагерей. Поздний замок в Ашаффенбурге не имеет аркад во дворе, а датский Фредериксберг подготавливает появление барочного замка с 3 крыльями. Как и при строительстве ратушей, сооружаются гигантские залы: с плоским перекрытием с оштукатуренной или закрытой деревянными кессонами поверхностью или с монументальным бочарным сводом.

БАРОККО ИТАЛИЯ

В Риме строятся в конце XVI в. дворцы гигантских размеров и с колоссальными формами. Фасад отличается более богатым и динамичным членением.

Если в кубических блоках XV и начала XVI в. еще широко применялось свободное расположение залов, то теперь последовательность помещений приобретает характер плавного, более логичного и богатого упорядочения:

— главный зал в центре главного этажа; к нему привязываются размеры и декорация второстепенных помещений

— создание более богатой пространственной взаимосвязи на нижнем этаже: вестибюль или открытый перед

ний зал перед проездом во двор, зал приемов и лестница к фасаду, выходящему во двор, впервые в Риме в палаццо Барберини

— прямая 2-маршевая с обратным маршем лестница с поворотными площадками XV в. уступает место монументальным лестницам, проходящим вокруг открытой шахты или по стенам прямоугольных или эллиптических лестничных клеток. Они берут свое начало в городе Генуя, построенном на крутых склонах вокруг бухты. Лестницы, связывающие с улицей, компонуются примерно с 1620 г. с лестницами, ведущими в передний зал и на верхние этажи ; первая римская эллипсовидная лестница в палаццо Барберини

— барочное пристрастие к мнимо перспективной иллюзии проявляется как в потолочной росписи, 248″, так и в конических сужениях лестничного марша Скала Реджа, коридора в палаццо Спада, а также в арочных проемах верхнего этажа палаццо Барберини, 1632

— связь со ставшим теперь обязательным садом обеспечивает галерея

— ризалиты становятся общепринятыми лишь в XVIII в. по французским образцам

— пластичное членение фасада достигает в позднем барокко своей высшей материальности и динамичности: изогнутые фасады включают свободное наружное пространство в единую композицию ; скульптуры украшают стены, кровельный карниз и парк, а в Апулии и на Сицилии предстают в маньеристском стиле как чудовища и сказочные животные

Италия с середины XVII в. теряет свое влияние на остальную часть Европы.

В 1668 г. разработанные Бернини проекты восточного фасада Лувра отклоняются как чересчур барочные; за основу берутся проекты французского архитектора Перро, 319. Это событие отмечает переход определяющей роли в развитии архитектуры к Франции.