В периоды позднего барокко, становления и развития классицизма кроме площадей планировочный каркас города в качестве линейных элементов составляли улицы, а узловых — замковые и дворцовые комплексы, монастыри и приходские храмы. Узловые элементы часто определяли собой квартал планировочно целостную единицу территории. Как отмечалось, в эстетическом отношении комплексы застройки улиц уступали площадям, редко поднимаясь до уровня произведений градостроительного искусства.
Подробное же изучение замков, дворцов, монастырей и храмов разных конфессий составляет предмет самостоятельных архитектуроведческих исследований, связанных с изучением функциональных, объемно-планировочных типов зданий. Тем не менее в настоящей работе рассмотрены отдельные примечательные аспекты, связанные с формированием улиц, отмечены градостроительные особенности узловых сооружений планировочного каркаса.
По планировочной роли в нерегулярной структуре улицы дифференцируются на шесть групп, рассмотрение которых удобнее начать с наиболее сложной схемы веерно-ветвистой полукольцевой. Первую группу составляют веерные улицы, центром схождения которых служат замок и прилегающий к нему торг. Если главная площадь удалена от участка детинца, то оба эти компонента имеют большее или меньшее значение геометрических центров тяготения веерных улиц. Подобные направления связывали городскую территорию с замком и площадью, являясь также продолжениями межселенных дорог.
Веерные магистрали наиболее ранние по происхождению в процессе развития города. Сложение вдоль них застройки предопределило в дальнейшем освоение межрадиальных территорий с формированием улиц других типов. Спецификой веерной коммуникации было наличие в головной части основного городского ансамбля, а в периферийной — выход на окраину селитьбы или примыкание к ветвистым улицам. Поэтому при движении по магистрали типично постепенное наращивание или убывание средств художественной выразительности, различие облика среды противоположных концов улицы.
Градостроительные особенности застройки улиц и других комплексов XIX в. по картографическим документам во всех городах существовала как функционально-планировочная категория главная, наиболее интенсивно используемая улица. В центрических системах сю всегда являлась веерная коммуникация. Показателем главенства служили: выход на торг; трассировка в лучших ландшафтных условиях; сосредоточение вдоль трассы наибольшего, сравнительно с другими улицами, числа католических монастырей и приходских храмов разных христианских конфессий; значительная ширина и протяженность; размещение представительного жилья — городских дворцов, иногда с просторным усадебным участком, а также каменных мещанских домов, которые вблизи рынка, монастырей и других функциональных узлов, вероятно, имели торговые помещения; большая в сопоставлении с остальными коммуникациями плотность застройки по фронту улицы; композиционная содержательность.
В архитектуре получила распространение планировочная форма, известная в западно — и центральноевропейском средневековом градостроительстве, площадь веретенообразных (чечевицевидных, линзоподобных) очертаний.
Основными принципами композиции слонимского барочно-классицистического ансамбля «длинного рынка» как примечательного примера рассматриваемых объектов являлись:
- предположительно, обусловленность веретенообразного вида площади вытянутой конфигурацией зоны пересечения межселенных коммуникаций возле замка в условиях прибрежной холмистой местности:
- ориентация улиц на доминанты с использованием различных приемов при движении многоэтапное завершение перспективы улицы разными акцентами (до 8), одновременное двойное и тройное замыкание одного направления зданиями разной высоты, наличие трасс с двухсторонним завершением, выбор как ориентиров оси коммуникации разных элементов сооружений, многообразие взаимного положения объемов и направленных на них улиц:
- уровневость высотной композиции и применение как частного приема четырех высотных уровней — одноэтажная, двухэтажная застройка, основные объемы храмов, звонницы; а также прием нюансной пропорции между высотами доминант и рядовых зданий;
- равновесие основных архитектурных масс с использованием приема парности элементов двух длинных, а также двух коротких сторон площади; прием трактовки торговых рядов как оси, подчеркивающей крестообразный характер этих связей;
- отсутствие общего внутреннего пространства, несколько относительно самостоятельных пространств, каждое из которых в случае рассматриваемого ансамбля обладало доминантой; их формирование по принципу’ нацеленности перспективы на ведущие здания площади или за ее пределами;
- наличие в середине XIX в. типов массовых жилых построек — одноэтажное или двухэтажное здание, обращенное длинной стороной к площади; одноэтажный с мансардой дом, торцевым фасадом с фронтоном выходящий па площадь; одноэтажное здание с мезонином, размещенное продольной осью вдоль площади; распространение типов на архитектуру всего города.
Композиционными приемами также служили:
- единство в композиции застройки свободно сложившихся, средневековых но характеру элементов и нового, созданного по регулярному замыслу барочного дворцово-паркового ансамбля, открытого к пространству площади;
- в качестве проявления средневекового характера ансамбля отсутствие высотного сооружения с бесспорно преобладающей ролью, что свойственно и ряду других средневековых площадей, в отличие от большинства ансамблей нового времени, имевших выраженную главную доминанту;
- организация пространства ансамбля апсидными и боковыми фасадами храмов и зрительное удаление от ее периметра башен культовых сооружений.
- Выдающееся градостроительное произведение последней четверти XVIII в. — ансамбль главной площади Постав с застройкой в стиле барокко на регулярной планировочной основе средневекового характера, отличался принципами композиции:
- типизация строительства с формированием трех типов зданий: обращенный к площади торцевым барочным щипцом одноэтажный жилой дом, выходящее на площадь более длинным фасадом двухэтажное общественное здание, обращенная к площади длинным фасадом одноэтажная общественная постройка с мезонином; сочетание типизации с вариантностью декора и его ансамблевое единообразие;
- модульность планировочного решения сторон площади и использование в качестве приема двух модулей; активное применение ритма с формированием большого и малого метрических рядов;
- уровневость высотной композиции и применение как частного приема трех высотных уровней — одноэтажная застройка, двухэтажная застройка и основные объемы храмов, звонницы;
- равновесие, воплощенное различными приемами — в ансамбле в целом (формирование застройки на всех сторонах, примыкание улиц к каждому углу площади, размещение доминирующих элементов на противоположных длинных сторонах, равная этажность на противоположных коротких сторонах), в застройке сторон как законченных составляющих ансамбля (симметрия западной и южной сторон, равновесная треугольная в плане схема архитектурных масс восточной стороны), в пространственных связях отдельных элементов композиции (парное равновесие между объектами первого высотного уровня, второго и третьего, а также третьего между собой);
- системность умозрительных линий построения геометризованиый подход с применением приема узловых точек планировочного построения и обозрения, приема взаимосвязи граней и осей архитектурных объемов.