Гипотезой образования перекрестной и прямоугольно-прямолинейной систем планировки может быть выделение четырех этапов их формирования: возникновение одноуличной схемы, затем — двухуличной, переход поселения к Т-образ- ному типу в связи с расширением селитьбы, окончательное сложение более или менее развитой перекрестной или прямоугольно-прямолинейной сети. Одноуличная, ребристая, двухуличная и Т- подобная планировки встречались чаще рядовой, перекрестной и прямоугольно-прямолинейной. Это вызвано формированием последних преимущественно в крупных городах, число которых намного меньше, чем местечек и малых городов. Кроме того, во второй половине XVIII в. рядовая, перекрестная и прямоугольно-прямолинейная системы наблюдались в пределах отдельных городских районов, а случаев принадлежности к указанным типам всей территории поселения не обнаружено. Поэтому немногочисленные примеры этих схем рассматриваются в монографии на материале городов с разными типами планировок.
В связи с этим следует также отмстить, что, несмотря на широкий круг изученных населенных мест, число выявленных примеров того или иного типа, как нецентрического, так и центрического, сравнительно невелико. Причина этого — преобразование в XVI первой половине XVII в. по регулярным принципам средневековых планировочных систем многих городов и отсутствие материалов, позволяющих воссоздать нерегулярную сеть улиц до реконструкции. Сравнивая, например, историю до конца XVIII в. белорусского и русского градостроительства, имевших общие корни в культуре Киевской Руси, важно подчеркнуть, что если города Российского государства перепланировывались, в большинстве, только в эпоху классицизма, то белорусские поселения подверглись изменению на регулярной основе дважды: в XVI первой половине XVII в. и в последней четверти XVIII — первой половине XIX в.
Преобладающим композиционным подходом служило соблюдение равновесия относительно структурной оси асимметрично размещенных высотных элементов. Динамичный «диагональный» ритм вертикалей, в XIV в. изначально заложенный во взаимном положении замковых башен в пределах квадрата стен, получил продолжение в общей равновесной композиции высотных акцентов города. Примечательно, что к концу XVIII в. по обе стороны от главной магистрали возникло равное число доминант. Наблюдалось и единство приема их взаимной постановки. При движении с юга на север после диагональной зрительной связи между башнями замка следовала связь между северной башней и приходским Крестовоздвиженским костелом, параллельная основной планировочной оси, затем снова диагональная связь, но уже в противоположном направлении, между Крестовоздвиженским костелом и храмом кармелитского монастыря. Далее, опять параллельная Виленской улице, но с другой стороны от нее визуальная связь кармелитского костела с ратушей, затем — связь последней по диагонали с униатской церковью. Завершающим звеном в ряду высотных сооружений был костел св. Иосифа монастыря пиаров, сильно приближенный к улице по сравнению с предыдущим элементом. Такой зигзагообразный характер последовательных зрительных связей создавал художественный образ динамичного равновесия доминант.