В современных условиях, когда советская архитектура проходит в своем развитии те же повороты восходящей спирали, она обращается также и к архитектуре первых лет Октября, давшей истоки ее теории и практики. Особое внимание привлекает основы метода восхождения к синтезу новой архитектурно-художественной формы. Однако современная архитектура, обладающая мощной экономической базой, технически оснащенная и имеющая дело с развитыми социальными институтами, решает -проблемы значительно большего масштаба л возрастающей сложности, в связи с чем усложняются и методы синтеза формы.
Строительство новых и преобразование старых населенных мест, включающих промышленные и селитебные зоны, общественные центры и т. д., рассматривается в настоящее время как составная часть создания материально-технической базы коммунизма и формирования среды, необходимой для развития -новых общественных отношений, новых форм быта и культуры. Перед советской архитектурой поставлена задача поднять значение ее -идейно-эстетической функции, ее роль в -воспитании личности. Развитая плановая экономика социализма, централизованное управление хозяйством, возрастающие ресурсы, направляемые в капитальное строительство,—вот та реальная старто-ваи площадка, которая позволяет обществу поставить и осуществить идеологически важную задачу создания эстетически полноценной жизненной среды советских людей. Для создания такой среды недостаточно возведения отдельных уникальных зданий или даже городских центров. Решающая роль отводится сейчас ,повышению эстетических качеств массовой застройки и сочетающихся с ней предметных элементов городского (пр остр а ноте а.
Стержнем комплексного решения всей совокупности архитектурных задач в их основных аспектах —социально-функциональном, технико — промышленном, иде йн о — художественном—становится (градостроительство. В соответствии с масштабом этих задач расширяются традиционные рамки города, ведущую роль приобретает районная планировка, определяющая единую систему расселения, реализацию генеральных планов городов, проектов детальной планировки их центров, производственных и жилых районов, сельских населенных мест.На очереди решение в тех же масштабах комплекса идейно-художественных задач, создание соответствующих реализованных в натуре эстетико-информационных систем.
Основной идеей современной советской архитектуры становится ориентация на научно-технический прогресс, при которой она призвана органически сочетать его с преимуществами социалистической системы хозяйства, исключать односторонность развития, приводящую к неблагоприятным социальным последствиям, направлять его на служение идеалам коммунистического гуманизма.
В этих условиях методы художественного синтеза архитектуры получают развитие и актуализацию в ряде принципов, соответствующих специфическим профессиональным проблемам гармонизации результатов взаимодействия основных аспектов архитектуры — социально-функционального, природного фактора и техники, идейно-художественного. Среди них принципы: аранжировки природного ландшафта, выявления его эстетических достоинств, композиционного включения природного ландшафта в городскую среду, живописности застройки; композиционного сочетания старого и нового в современной застройке, ее гармонической связи с историческим окружением; сочетания индустриальности, геометрической простоты и пластичности архитектурных форм; своеобразия и неповторимости художественного облика застройки населенных мест в соответствии с национальными, культурными, революционными, боевыми и трудовыми традициями, природно-климатическими условиями; синтеза искусств; и др.
В заключение главы в качестве примера, показывающего особенности некоторых современных принципов синтеза формы, взаимосвязь этих принципов и их роль в создании художественного образа застройки, возьмем ансамбль (проспекта имени Калинина в Москве.
Проспект мм. Калинина («Новый Арбат») входит в градостроительную структуру Москвы, в (которой, как известно, особая роль принадлежит центральному ядру — Московскому кремлю. Значение антропоморфных объемов древнего Московского кремля—столпа Ивана Великого, соборов с многоглавием золоченых шлемов шатровых башен, собора Василия Блаженного в создании художественного образа застройки было уже рассмотрено. В наше время еще одним всплеском распространяемых таким образом от центра в радиально-кольцевой структуре антропоморфных башен—вертикалей, были высотные здания Москвы, вписанные в эту структуру, кольца и лучи, отметившие ее и обогатившие силуэт, и видовые панорамы города.
Эти формы не были забыты в архитектурно-композиционном решении ансамбля проспекта им. Калинина в Москве, охватившего один из радиусов радиально-кольцевой структуры градостроительного плана. Включая в себя одностороннюю традиционную трактовку массы, вытесняющей пространство, они послужили композиционной опорой для современной индустриальной формы высотных зданий-пластин нового проспекта.
В прямом и последовательном зрительном восприятии новые формы, и, прежде всего, объем здания СЭВ, подобны гигантским нишам для гигантских подвижных скульптур. Выполненные в подчеркнуто современных архитектурно-конструктивных элементах, как лопасти-крылья огромных лайнеров или ракет, они разворачиваются в пространстве во время движения зрителя. И это охватываемое и передвигаемое ими динамическое пространство, выраженное через крупномасштабную форму, рождает космогонический образ, созвучный созданному в поэзии Э. Межелайтиса образу нашего современника — «нового Атланта», творения природы, творца и пересоздателя Вселенной.
Изображение «нового Атланта» мы находим в гравюрах художника С. Красауекаса— иллюстрациях к книге стихов Э. Межелайтиса «Человек». В изображенной фигуре линии правой руки, шеи и головы, продолженные в пространство, очерчивают контур земного шара, а линия поднятой вверх левой руки теряется в звездном небе, обозначая одновременно след промчавшейся ракеты, т. е. проложенный человеком путь в космос. Это крупномасштабное антропоморфное изображение, символизирующее дела и мысли человека-коммуниста, запечатлевает тот, один из наиболее обобщенных образов, которые находят бесконечно разнообразное развитие в различных видах искусства, в различных формах и в свойственной им мере условности и степени конкретизации. При этом гравюра С. Красаускаса Становится носителем художественного образа именно (пот сим у, что он имеет семантическую опору в общественном сознании современника, многогранно прои в льющемся в различных видах искусства. Точно те же условия определили и возможность выражения единого, целостного, крупномасштабного, космогонического образа средствами архитектуры в большом г р а дос тро и т е л ьн о м а нс а мб л е.
Художественный образ в архитектуре проспекта им. Калинина конкретизирован средствами монументальной живописи, входящей в этом случае в синтез с архитектурно-пространственной формой. Подобно тому, как скульптурные фризы и фронтоны Парфенона или храма Ники конкретизировали обобщенный художественный образ человек а-г ер о я древнегреческого полиса, несомый архитектурными формами Акрополя, монументальная красочная цветная роспись панно кинотеатра «Октябрь» повествует о последовательных этапах начала и развития кос мической эры, открытой Октябрем.
Так создается, живет и предстает в новых аспектах перед зрителем, охваченным осязанием могучей, эмоционально насыщенной гигантской формы, образ современника, человека-твор- ца. Подобно симфонической музыке, он властно охватывает чувства зрители, входит в его мир и возвышает его, давая возможность читателю «каменной книги» слиться с этим образам и ощутить самого себя человеком Человечества.
Итак, в основе общего ансамблевого архитектурно-пространственного решения проспекта, несущего содержательный художественный образ, лежит развитие композиционного приема сочетания «скульптуры» и «ниши». Этот прием восходит к более общему принципу и методу достижения целого, iB последующем —синтеза художественной формы, характеризуемому понятием антропоморфизма. Это понятие, имеющее основу в общих законах психологии восприятия, получает развитие на протяжении всей истории архитектуры. В современной теории архитектуры оно выступает в виде ряда рационалистических принципов синтеза формы (объединяющихся понятием «синтеза»). Так, в архитектуре проспекта им. Калинина — это принципы (Синтеза искусств в архитектуре, сочетания (Старого и нового, пластической («скульптурной») и (геометрически простой, индустриальной («машинной») формы и др. В то же время проспект представляет собой целостный функционирующий организм. Его объем но-пространственна я композиция подчиняется градостроительной структуре и служит ее выражению, а последняя определяется строго функциональной радиально-кольцевой системой планировки города. «Материалом», из которого создается композиция, являются архитектурные формы, существенно связанные с состоянием и направлением технического прогресса в строительстве.
Тема архитектуры Страны Советов раскрыта в этой главе на избранных таймерах лишь в той мере, в какой это необходимо и целесообразно для завершения историко-генетичеCKOro анализа общих принципов, -средств и методов основ теории архитектурной композиции. Значение же самого подхода в том и состоит, что именно через него и можно прийти к раскрытию общих закономерностей.
Здесь рассмотрены некоторые специфические черты архитектуры с о ци а л тети ч е с к oir о общества, которые оттеняют общие- закономерности и показывают, в каких формах они могут проявляться в Новой архитектуре. Основу составляет новый характер общественного сознания человека, вырвавшегося из-, «царства необходимости» в «царство свободы».
Этот скачок означал, ирежде всего, резкий сдвиг в характере видения мира. Поэтому искусство первых лет Октябри может быть понято и оценено лишь на основе творческого, «актерского» проникновения в особую атмосферу тех ранних лет, «проветрившую чертоги муз» и озарившую «мглу кулис- новаторским лучом»1—.проникновения, возможного при ,профессиональном знакомстве с разнообразными -проявлениями художественной культуры времени, с осмыслением ее в современном творчестве и науке.