Возвращение к архитектуре конструктивизма

С позиций общих представлений о специфических принципах художественного синтеза формы в современной советской архитектуре и на основе ее реалистических позиций позволяет проследить, более или менее устойчивые композиционные приемы и средства, связанные с созданием прагм этического художественного образа человека коммунистической формации в его новых отношениях к .природе и обществу, к самому себе и соз- даввемому им предметному миру. Это дает возможность получить некоторые -первичные модельные представления, с которыми можно приступить к изучению многообразия форм современной архитектуры и сделать первые шати к исходным позициям бесконечного творческого процесса выработки собственной концепции формы.

Такой анализ может опираться на общую характеристику статуса человека коммунистического общества, борьба за который и составляет основу прагматического образа, существенно связанного с содержанием общественного сознания и тенденциями его развития.

Великая Октябрьская социалистическая революция, упразднившая собственность на средства производства, создала широкие предпосылки для сознательного целенаправленного- развития коммунистических отношений на базе планомерного социа л ь и о -экономического строительства. Это были открывшиеся сознанию человека предпосылки нового отношения к технике как к действительному сродству достижения и защиты свободы, возвращения человека к самому себе как человеку общественному, к природе, солнцу, зелени, пространству. Но они требовали естественного и постепенного развития в условиях напряженного строительство социализма. Искусство же было призвано выступать агитатором новых отношений и новых социальных форм. Поэтому, изучая архитектуру этого периода, мы должны различать то прогрессивное в конструктивизме, что способствовало позитивному развитию, от иллюзорного, выдававшегося за действительность желаемого — отрицательных сторон идеологии конструктивизма, (Приводивших к насильственному уничтожению устойчивых Социальных институтов, техницизму и (Нигилизму в художественном твоп- честве. Но независимо от этого разнообразные приемы и средства композиции в архитектуре конструктивизма как агитационного искусства, чувствительно отражавшего видение времени, должны быть тщательно изучены и оценены с современных реалистических позиций. В них, в упрощенной модели, выражены те новые грани «мощной, легкой и идейной» формы, которые служили художественному отражению образа человека созидаемого будущего.

Изучая модель синтеза художественной формы, созданную теорией и практикой архитектуры первых лет Октября, как упрощенную модель современной архитектуры, необходимо делать это модельное сравнение с учетом большого диапазона качественных социальных -преобразований, (происшедших за этот период. Так, одним из принципов художественного синтеза в современной архитектуре является гармоническое сочетание старого и нового в застройке. В противоположность этому, конструктивизм не ставил перед собой вопросов сочетания новой архитектуры и исторически сложившегося окружения. Это объясняется, с одной стороны, тем, что произведения архитектуры конструктивизма должны были служить «новой точкой кристаллизации всей окружающей застройки, стержнем формирования нового архитектурного ансамбля. С другой стороны, как и во всякие переходные революционные периоды, архитектура прошлого часто представлялась враждебной новому искусству. Культовые постройки, например, казались символами старого мири, представлявшими определенные классовые группы. Таким образам, в новом принципе синтеза архитектурной формы находят отражение социальные преобразования, изменение .классовой структуры общества. В то же время это и отражение (процесса «возвращения человека к самому себе», происходящего сознательным образом «с сохранением всего богатства достигнутого развития».

Одним из основных вопросов в изучении темы современной советской архитектуры в данном разделе курса является связь специфических для нее принципов синтеза с идейно-эстетическими функциями формы. Конкретный художественный образ в архитектуре многогранен, но теми или иными путями он восходит к наиболее обобщенному антропоморфному образу- концепции мира, являющемуся «сущностной силой» художественного синтеза формы. Этот образ-концепция очерчен здесь на основе характеристики статуса человека коммунистического общества, данной «К. Марксом. Механизм проникновения этого образа в широкие профессиональные принципы-проблемы современной архитектуры пояснялся, с одной стороны, развитием процесса гуманизации, очеловечивания мира, предметного раскрытия богатства человеческого существа в ходе строительства коммунистического оощества. С другой стороны, архитектура как «вторая природа», являясь по своей сущности созидательным искусством, противостоящим хаосу и энтропии, выступает орудием и символом олицетворяемого в человеке «мужества материи», вступающей в борьбу с хаосо генным и, энтропийными процессами. С ее помощью человек раздвигает окружающий хаос и освобожденное пространство наполняет ритмами дерзких поэм и властных симфоний. И здесь снова рождается образ человека, «ставшего волей и разумом Земли» и сделавшего Вселенную в своих мыслях и чувствах ее «бесконечным продолжением».

Для модельного изучения и исследования рассмотренной гемы предлагается выполнить следующие задания с учетом характера изобразительных элементов и основных средств композиции.