С 1569 г., после образования единого Польско-Литовского государства — Речи Посполитой, подвластные Литве украинские земли были включены в состав так называемых коронных земель, т. е. Польского государства. Несмотря на тяжелые внешнеполитические условия, росли товарное производство и обращение и в связи с этим развивалось строительство городов.
Рост благосостояния городов и укрупнение феодальных владений в XVI в. создают условия для широкого использования в строительстве не только дерева, но и камня и кирпича, хотя дерево в жилищном, особенно в сельском строительстве, продолжает играть преобладающую роль. Важной особенностью многих кирпичных построек в Чернигово-Северской земле является применение лекального кирпича. На Подолии и в западных областях использовались местные породы известняка и песчаника, причем способы возведения стен были различны.
Наиболее распространенным видом кладки, особенно в оборонных сооружениях, являлась кладка из постелистого, грубо околотого камня на известковом растворе. В большинстве культовых и жилых зданий Львова и близлежащих городов часто применялась кладка из гладкоотесаных, а иногда рустованных квадров. Реже встречается третий прием кладки из рваного бутового камня с грубо околотой поверхностью и с последующей разделкой швов.
Большое распространение имели также приемы возведения стен и сводчатых перекрытий зданий смешанным способом из кирпича и камня, что было характерным для районов, где имелись месторождения строительного камня. Кирпичные стены или сплошь облицовывались камнем, или же только их детали выполнялись в камне. Кирпичные своды также часто имели каменные детали в виде замковых камней, нервюр, консольных капителей. Образцы каменных наличников были найдены и в самом Киеве при разборке руин Успенской церкви Киево-Печерской лавры.
Основными видами сводов в рассматриваемый период были те же, что и раньше, но сложных готических сводов в это время уже почти не применяют. Купола в западных землях часто украшают кессонами. Применялся прием постановки барабана на своеобразную систему из арок, образующих в плане квадрат. В толще каменных стен оборонных сооружений укладывались деревянные брусья-связи. Часто для погашения распора применяли железные связи, что позволяло увеличить пролет свода, уменьшить толщину стен, отказаться от устройства контрфорсов, свойственных предшествующему периоду.
Лепные украшения в архитектуре фасадов зданий в то время применялись редко, чаще О’НИ использовались в отделке интерьеров. Наружная роспись, выполненная техникой сграффито, почти не сохранилась.
Высокого мастерства достигла в то время художественная обработка металла в архитектуре, особенно во Львове. Об этом свидетельствуют сохранившиеся образцы железных или окованных железом дверей, оконных решеток армянского монастыря, образцы замков, петель и т. п., хранящиеся ВО ЛЬВОВСКИХ музеях.
Важным архитектурным элементом богатого жилого дома, замковых и дворцовых помещений были печи с поливными изразцами или керамическими плитками с орнаментальными или сюжетными изображениями.
В качестве строительного материала широко применялось дерево. Сохранившиеся традиции его художественной обработки и общий подъем ремесел обусловили высокое совершенство изделий из дерева. В дереве выполнялись различные архитектурные детали, предметы обихода и мебели в жилищном строительстве, иконостасы, алтари, скамьи и другие предметы в культовых зданиях. С половины XVI в. резчики по дереву широко используют ренессансные мотивы.
Об организации строительства и производства строительных материалов того времени сведений мало. Из архивных источников известно лишь о существовании кирпичных заводов и каменоломен, как государственных, так и монастырских или принадлежащих феодалам, а иногда и цеховой верхушке строителей.
В качестве строительных рабочих феодалами использовались крепостные крестьяне, иногда пленные турки, как это имело место при строительстве города Жолквы. Монастыри и крупные города также использовали труд крестьян из приписанных к ним сел. Строительством чаще всего руководили крепостные мастера. Наряду с этим крупная шляхта, украинцы и поляки приглашали к себе архитекторов и строителей из Италии, Франции, Голландии. У князей Острожских долгое время работал Томазо Кастелли из Лугано, у Збаражских и Конецпольских — дель-Аква и француз Боплан, работавший также и в других местах на Украине. Первоначальный проект замка в Збараже был составлен Скамоцци.