Является сооружением, входящим в крупный градостроительный ансамбль. Одна из закономерностей композиционного построения таких ансамблей уже пояснялась на основе понятия антропоморфной знаковой ситуации. Такой подход объясняет, почему представление о значительности той или иной формы нельзя непосредственно связывать только с ее геометрическими характеристиками, например, высотой объема по отношению к другим объемам ансамбля. В данной ситуации форма Мавзолея, отличная антропоморфизмом «сидящего» объема, становится ведущей в .композиции, крупномасштабной формой. Только на этой основе можно говорить о крупности членений формы как о мере собранности ее «телескопических» элементов.
В теории композиции, как мы видим, сохраняется значение семантического принципа антропоморфизма и как инструмента анализа произведений современной архитектуры. Характеризуемые этим понятием закономерности художественного формообразования играют определяющую роль в выборе и применении ее основных композиционных средств. Однако в современных условиях эти закономерности получают такое развитие, многогранность и наслоение, что сам этот термин представляется устаревшим применительно к теории современной архитектуры и неспособным найти Широкое употребление среди архитекторов. Представляется деле сообразным связать это понятие (теперь достаточно расшифрованное) с другим термином — «синтез формы», придав тем самым уже распространяющемуся в современной теории термину и понятию одно из .конкретных значений. С понятием синтеза связывается воспроизведение целого в восприятии и мышлении, при котором оно предстает как «богатая совокупность, с многочисленными определениями и отношениями» (К. Маркс), как конкретное целое. Но освоение метода художественного синтеза немыслимо без анализа структуры не лого как функционирующей системы, сущности элементов и их синтетических свойств, выступающих как отдельные принципы синтеза формы.
В архитектуре Мавзолея достигнут синтез художественной формы, несущей зрительный и мысленный образ, и, в частности, синтез пластических искусств. Этот пример показывает специфику понятия синтеза искусств в архитектуре, его несхематический, диалектический характер. Простое наличие в архитектурном объеме выраженных форм различных видов искусств—архитектурных форм, скульптуры, живописи и др., еще не означает свершения синтеза художественной формы — создания качественно новой формы, не сводимой к сумме входящих в нее элементов. Так, архитектурная форма Мавзолея есть результат художественного синтеза формы, присущей архитектуре (с ее тек тони чностью, функциональностью, пространственностью и т. д.), и скульптурной (антропоморфной, пласта ческой) ф о рм ы.
Мавзолей, однако, является уникальным сооружением, в архитектуре которого новые конструктивные приемы и методы строительства не нашли непосредственного отражения. Для того чтобы получить более полное представление о некоторых особенностях синтеза формы в советской архитектуре на основе новых функциональных задач и нового отношения к технике, необходимо ознакомиться с теми: направлени им и в архитектуре и их конкретными примерами, в которых эти аспекты нашли наиболее яркое проявление. В частности, представляют интерес построенные на этой основе композиционные принципы конструктивизма как одного из ведущих направлений важного и закономерного этапа единого исторического и логического процесса развития советской архитектуры. Знакомство с такой целостной моделью архитектуры дает возможность увидеть в более ярком освещении отмеченные особенности композиционного решения.