Функциональные зоны центра и высотные акценты города формировали в плане крестообразные схемы. Близкий прием двух взаимно перпендикулярных умозрительных осей заложен и в размещении доминант площади. Одна из них определилась ратушей и приходским костелом, стоящими параллельно и напротив друг друга в северной и южной частях комплекса, другая — продольной осью доминиканского храма, как бы разделяющей территорию площади пополам.
Наличие самобытного художественного замысла подтверждается целенаправленной организацией по принципам живописности и контраста регламентирующих условий восприятия основных сооружений. Из внутреннего пространства комплекса доминиканский костел обозревался почти исключительно главным фасадом. При выходе на площадь по Виленской улице объем ратуши визуально перекрывал доминиканский храм, который затем, в процессе перемещения к нродолыюй оси площади, неожиданно открывался зрителю фронтальной проекцией. При выезде на площадь по Гольшанской улице в связи с сильным ракурсом боковой фасад костела также почти не воспринимался. На противоположной стороне Борунская улица в месте примыкания к площади фланкировалась корпусами старостинской корчмы и монастырских келий так, что видимость храма сбоку была затруднена. В районе выхода на площадь улицы Жупранской апсидный и боковой фасады костела имели лишь специфичный «уличный» характер обозрения. Приходский костел, параллельный доминиканскому, наоборот, был обращен к площади боковым фасадом, а главный воспринимался в сильном перспективном сокращении. И только с видовых площадок возле самих костелов другой храм был виден с угла, в ракурсе, наиболее эффектном для понимания объемной структуры и фасадной пластики.
Можно заключить, что преобладающее восприятие католических храмов основывалось на приеме «фасадности» некой плоскостности, сценичности главных видовых картин. Идея всестороннего обозрения объема в процессе движения воплотилась слабо и носила, вероятно, вынужденный ситуацией характер. В рассматриваемом случае особенности восприятия костелов, конечно, во многом обусловились ориентацией алтарей на восток. В католицизме встречаются, однако, многочисленные отступления от этого богословского канона.
Главный культовый, торговый и ратушный комплекс города функционально-планировочно тесно связывался с административной площадью. Она была организована на месте древнего замка, имела элементы симметрии в застройке и принадлежала к бездоминантным пространственно открытым площадям. В ее построении проявилась общая для города традиция создания крестоподобных структур. На оси запад восток размещалась резиденция старосты, помимо жилья, вероятно, предназначенная для приемов посетителей и других административных функций. По этой оси площадь наподобие курдонера раскрывалась к ландшафту усадебного комплекса, где за пределами площади, но на той же оси находилась одна из его построек. Ось подчеркивалась и расположением рыбного пруда прямоугольной формы с обратной стороны старостинского дворца.
Другая композиционная ось закреплялась домом сеймиков уездной шляхты на южной стороне площади, а на северной проходила по улице между двумя симметрично поставленными зданиями городского и земского суда и почты, завершаясь ратушей на главной площади. Очевидна семантическая связь двух общественных властей монархически-дворянской, воплощенной административным комплексом, и мещанской, городского самоуправления, олицетворявшегося магистратом. Значение оси усиливалось размещением по обе стороны от нее на равных расстояниях доминиканского и парафиального костелов.