Изобразительных материалов конца столетия сохранилось немало. Основываясь на них, можно с большой долей вероятности установить градостроительную типологию жилых зданий, существовавшую на 30 — 40 лет раньше. Это правомерно в связи с устойчивостью мест разрушавшихся и восстанавливаемых построек, свойственной малым городам и местечкам стабильностью во времени типов жилья, распространенностью стилевого изменения сооружения при сохранении общего объемного решения. При этом учтем известные аналоги второй половины XVIII — первой половины XIX в.
Одно и двухэтажные здания, вмещавшие жилые и общественные функции, разделялись на объемно-пространственные типы. К первому из них относился одноэтажный дом, выходящий длинной стороной на площадь. Ко второму — двухэтажное здание, также обращенное длинной стеной к площади. Па главных фасадах построек этих типов ритм проемов и пластических элементов образовывал выразительные композиционные темы.
Рассмотрим также некоторые стилевые, декоративно-пластические особенности застройки, способствовавшие ее гармонизации в ансамблевое решение. В качестве главного элемента раннебарочного костела бернардинок из пространства площади воспринималась полукруглая степа апсиды, украшенная лишь тонкими профилями карниза и лепной рамой, полуциркульные очертания которой подчеркивали тему полукружия. Высокая кровля, перекрывающая однонефное сооружение, со стороны апсиды осознавалась как монументальная коническая форма, увенчанная миниатюрной башенкой с крестом. Брама-звонница на линии застройки площади была смещена с оси костела и не препятствовала его обозрению. Ажурным силуэтом и богатой пластикой она контрастировала с апсидой и также решалась с использованием циркульных и овальных форм. Композиционная тема окружности сосредоточивалась на оси симметрии сооружения и развивалась снизу вверх: полукруглая арка портала — криволинейный карниз над ней — лучковые сквозные проемы — полуциркульный карниз на фронтоне. Высоты проемов уменьшались по направленню снизу вверх. Криволинейные абрисы боковых волют гармонично увязывались с контуром рамы на апсидной стене.
Так, первый план восприятия с площади формировали звонница и глухая ограда, второй — основной объем храма, третий — трехъярусная башня костела, увенчанная вытянутым восьмигранным куполом. Подкупольный ярус башни был обработан нишами и проемами наиболее интенсивно и вместе с завершением выполнял роль акцентного элемента обшей композиции. Третьим планом воспринимались и двухэтажные корпуса жилого монастырского здания.
Вообще, для архитектурного образа Слонима XVII — первой половины XIX в. свойственна стилистика раннего барокко, представленного несколькими крупными сооружениями. Одно из них — костел лютеранских каноников. Монументальные упрощенные формы, лаконичный декор, большая композиционная роль плоскости стены, а также особенности восприятия с площади определили его сходство с костелом бернардинок. Если элементами бернардинского комплекса, концентрировавшими средства художественной выразительности, были брама и башня храма, то в лютеранском костеле ими служили барочные щиты главного фасада и боковых приделов, имитирующие известный стилевой прообраз — завершение фасада храма Иль Джезу в Риме. Щипец южного придела был главным акцентом сооружения при обозрении с площади и, как упоминалось, замыкал видовую перспективу прохода вдоль торговых рядов.