Демонстрировало продуманное чередование видовых картин, применение единого приема кульминации, что способствовало осознанию целостности всей композиции и подчеркивало двухцентровый характер ансамбля. При движении с севера на юг перед зрителем среди массовой жилой застройки последовательно раскрывались для детального рассмотрения с небольших расстояний художественно содержательные объекты: пиарский монастырь, униатская церковь с богадельней, ратуша, монастырь кармелитов. Крестовоздвиженский костел, размещенный на бровке плато, фиксировал завершение процесса поэтапного восприятия доминант вдоль улицы.
После этого с верхних точек открывалось пространство небольшой треугольной площади и высоко стоявшая над ней монументальная каменная замковая стена, подчеркнутая вертикалью еще более высокой угловой башни с четырехскатным ломаным шатром (высота земляного основания и стены на нем — 20,21 м, башни до верха шатра первоначально — около 40 м). Завершение второй угловой башни также было видно от костела. Небольшой квартал застройки посредине пологой площади мало влиял на особенности обозрения. поскольку размещался в ее нижней части и был намного ниже замка. Далее за крепостью к западу, югу и востоку городская застройка заканчивалась https://ekb.navigator-trub.com/.
Одноуличным типом структуры характеризовался также Дрогичин в Западном Полесье. Предположительная реконструкция его планировки на середину XIX в. разработана автором на основе обнаруженного плана центра местечка 1873 г., современной геодезической съемки территории, натурного исследования города и изучения литературных источников.
Ребристую систему планировки представлял Рогачев в Приднепровье (автором выполнена прорисовка фиксационного плана Рогачева 1783 г. Острый мыс надпойменной террасы определил треугольную
форму всей селитебной территории. Его оконечность вблизи впадения р. Друть в Днепр занимал древнерусский детинец, позже замок, от которого в виде биссектрисы образованного мысом угла отходила прямолинейная магистраль, продолжавшаяся дорогой на Могилев. Перпендикулярно сформировались узкие короткие улицы, связавшие главную трассу с бровками прибрежных обрывов. Планировочные абрисы иллюстрируют эволюцию одноуличной структуры, которая путем появления, увеличения числа и протяженности поперечных направлений развилась в ребристую.
В конце XVIII в. следов древнерусского торговища у замка уже не было, а в удалении 400 м от крепости на основной коммуникации размещалась обширная торговая площадь нерегулярных очертаний, созданная, вероятно, в XVI в. В 1524 г. город был подарен Сигизмундом I своей жене, королеве Боне, происходившей из знатного миланского рода Сфорца. Между 1548 и 1552 гг. на территории замка сооружен двухэтажный дворец с архитектурным обликом итальянского палаццо, перестраивавшийся в XVII —XIX вв.
Своеобразие городу придавала заметная тенденция постановки храмов не вдоль главной улицы, а на краю террасы, обращенному к Днепру. Замковый холм — композиционный акцент ландшафта — подчеркивался сдвоенным размещением крупных сооружений: бывшим дворцом королевы Боны и деревянной церковью Рождества Богородицы. Дворец, выдвинутый на бровку холма, открывался главным фасадом к Днепру, а храм завершал видовую перспективу основной магистрали. Другую ее оконечность фиксировало здание присутственных мест на площади, расположенное по средневековой традиции, не перекрывая трасс движения по пересекающим торг улицам, и, возможно, занявшее место древней ратуши.
К двухуличному типу систем относилась планировка поветового города Ошмяны. Первоначально поселение располагалось на узком участке между рекой и прибрежными холмами. В XIV в. в нем известны мощные земляные укрепления и приходский костел. В XV XVI вв. город развился на новом месте в удалении более 1 км от старого, где имелись благоприятные возможности размещения обширной торговой площади, храмов и жилой застройки. Рынок и улицы упомянуты в документах 1537 г. Первоначальное поселение, переданное ордену францисканцев, приобрело роль предместья, в котором в 1505 г. основан их монастырь.
В XIX в. центр расширился путем сложения неподалеку от окраинного рынка новой культовой зоны с православным храмом. Кроме того, на одной из двух градоформирующих магистралей находился францисканский костел, образовавший общественный центр слободы.
Таким образом, тенденцию крестоподобности обнаруживает не только четырехкомпонентный городской центр, но и единая с взаимоположением функциональных зон схема постановки высотных доминант. Середина креста занимала ратуша, через которую проходила протяженная умозрительная ось, объединившая францисканский, доминиканский костелы и православную церковь. Поперечная короткая ось связывала приходский костел, ратушу и синагогу, которая, ограниченная законодательством по высоте, все же отличалась крупным объемом и возвышалась над рядовой застройкой. В общей структуре размещения акцентных сооружений выделялась тесная группа доминант у главной площади, своеобразное ядро высотной композиции.