О тектонике Мавзолея имеются противоречивые суждения. В анализе восприятия формы Мавзолея мы будем исходить из рассмотренных первичных закономерностей эстетического восприятия, отвлекаясь от чисто профессиональных рационалистически/рассуждений о тектонике кладки из каменных (блоков, расхождений, подобных тем, что отвергали эстетические достоинства1 и правомерность тектонического решения шатра церкви Вознесения в Коломенском, повторяющего (форму традиционно го деревянного шатра.
В этом случае нам будет трудно согласиться с распространенным мнением о том, что тектоника внешнего облика Мавзолея создает впечатление сооружения, «лишенного внутреннего объема и (Представляющегося массивным каменным сооружением»— мнением, подкрепляемым и логическим доводом о том, ню, «используя систему кладки, выраженную в фасадах Мавзолея, технически невозможно создать перекрытия для обширного внутреннего помещения».
Каменный (Мавзолей /был задуман с самого начала как пластическая целынолитная форма, не расчлененная вертикально на каменные блоки и сохраняющая в общих чертах уже привычную форму деревянного Мавзолея. Вся история проектирования Мавзолея говорит о том, что авторы каменного сооружения (А. В. Щусев, И. А. Фр анцуз при участии (Г. Яковлева) стремились создать пространственную тектоническую форму, охватывающую значительное внутреннее пространство. Мы могли ©идеть, как эта идея |раз1вивалась -от обелиска на массивном постаменте к противоположной ему форме ротонды с оформляемым ею полуоткрытым пространством и, Наконец, к форме завершения, (Которая могла служить только венчанием замкнутого в сооружении внутреннего пространства. И хотя сооружение не удалось (высечь из каменного монолита, как это было задумано, введение слабо выряженного расчленения полированной.
Правомерен ли такой тектонический принцип создания пластической формы (Из твердого (Каменного материала?
Отметим, прежде всего, что наше (Повседневное восприятие постоянно встречается с «мягкими» пластичными формами в твердом материале. Формы фарфоровой чашки или глиняного сосуда передают пл.астику мягкого (материала, знакомую нам с детства, но мы всегда уверены в том, что имеем дело фактически с твердыми формами. Здесь твердая форма была получена в специальном процессе обжига и поэтому легко видеть ее мягкой. Однако и тогда, когда применяется материал твердый с самого начали, оценивая эстетические качества вещи, мы можем говорить о мягких пластических формах даже в больших (Структурах. Например, в дворцах Возрождения рустованные камни в нижней части сооружения как бы оседают -и выпучиваются под тяжестью вышележащих слоев. Так лее в древнегреческой дорической колонне из мрамора передана мягкая деформация формы, свойственная мышцам лшвого тела. Так возникает закономерное различие между тектоническим принципом и конструктивным решением, связанное с тем, что последнее строится лишь на основе рационального лопич ее ко го LM ышления.
Однако, как уже подчеркивалось, тектоника, хотя и не является лишь непосредственным художественным перевоплощением и выражением данной конструкции, более существенно связана с развитием конструктивно-производственных принципов строительства того (времени. Современные конструкции и строительная технология позволяют решать стены (сооружения как действительно расширенную, иногда парящую, одежду внутреннего (Пространства, а не как массивную структуру, уходящую под землю в мощные фундаменты. Современная архитектура обогащена также возмолен остями пластических решений из монолитного железобетона
Чтобы глубже понять и оценить меру влияния новых тенденций на тектоническое решение Мавзолея, необходимо более подробно ознакомиться с соответствующими принципами архитектуры того времени, в частности, — с принципами «конструктивизма».