С перенесением столицы в Петербург Москва на долгое время перестала быть крупнейшим градостроительным объектом России. В 20-х и 40-х годах XVIII в. в Москве сооружались только единичные здания, а появившийся в 1739 г. так называемый «План Мичурина» был не столько проектом планировки новых городских территорий, сколько проектом урегулирования существовавшей уличной системы.
Тем не менее, петровское и аннинское барокко и жизнерадостное искусство школы Растрелли, оставили в Москве ряд выдающихся сооружений, к числу которых относятся: кремлевский Арсенал (арх. Конрад, 1702—1736 гг.), знаменитая «Меншикова башня» у Чистых прудов (И. П. Зарудный, 1704—1707 гг.), Красные ворота (Д. В. Ухтомский, 1742 г.), церковь Климента на Пятницкой 3 лице и ряд других.
Значительно более оживленное строительство развернулось в Москве во второй половине XVIII В., когда создалась московская архитектурная школа русского классицизма, во главе которой стояли М. Ф. Казаков и В. И. Баженов.
Частые наезды Екатерины II в Москву и длительное ее пребывание там в 60-х годах подали мысль о сооружении Большого Кремлевского дворца, могущего вместить многолюдный императорский двор. Проект и постройку дворца Екатерина поручила Баженову, и в 1773 г. произошла торжественная закладка дворца. По замыслу Баженова, дворец (не уступавший по своим размерам Ватикану и Лувру) должен был занять всю южную часть кремлевского нагорья. Кремлевские соборы Баженов сохранял, искусно обходя их своими новыми корпусами. Однако со стороны главного фасада дворца (обращенного к реке) он уничтожал кремлевскую стену вместе с превосходными угловыми башнями — Беклемишевской и Водовзводной.
Проекту Баженова не суждено было осуществиться, так как это строительное увлечение Екатерины II не имело под собой реальной почвы.
После Баженова над реконструкцией Кремля работал Казаков, осуществивший здание Сената с- пологим венчающим куполом.
Работы по украшению петербургских площадей, начатые при Екатерине II, не могли не отразиться на Москве. Поэтому вскоре после сооружения Сената «приводят в порядок» Красную площадь путем устройства Торговых рядов и замощения проезжей части площади и тротуаров. Обстроенная тяжеловесными аркадами, Красная площадь, вероятно, производила хорошее впечатление , так как этим было достигнуто единообразие на флангах площади и внимание зрителя еще более заострялось на главном сооружении — храме Василия Блаженного.
Конец XVIII в., явившийся периодом расцвета дворянских усадеб, оставил в Москве ряд памятников, среди которых выдающееся место занимают: великолепный Пашков дом, построенный, возможно, Баженовым, дворец Разумовских на Гороховской, сооруженный Казаковым в 1790—1793 гг., Голицынская больница (построенная Казаковым в 1796—1801 гг.) и др.
Пожар Москвы 1812 г. уничтожил почти весь деревянный жилой фонд; отчасти пострадали и каменные постройки. Тем не менее, тотчас же после пожара Москва стала отстраиваться с поразительной быстротой, и уже через 10 лет украсилась новыми выдающимися ансамблями. Наступил период «ампирной Москвы».
Восстановлением Москвы в течение ряда лет руководил весьма одаренный архитектор Бове. Вместе с ним работали Михайлов, отец и сын Жилярди, инженер Бетанкур и другие крупные мастера, которые создали свою особую московскую школу ампира. В 1815 г. на Красной площади Бове сооружает здание Торговых рядов, украшенное в центре белоснежной колоннадой и мягко круглящимся куполом. Против этого здания в 1818 г. Иван Мартос создал бронзовый памятник Минину и Пожарскому. Красная площадь приобрела новый архитектурный характер и контрастный, красочный колорит. Несколько позже (в 1820—1821 гг.) Бове разбил Александровский сад и отлил для него прекрасную чугунную решетку, затем построил ансамбль Триумфальных ворот у Тверской заставы, особняк князя Гагарина и здание I городской больницы. Но особенно крупным вкладом в архитектуру ампирной Москвы явилась Театральная площадь.
Театральная площадь (ныне площадь Свердлова) представляла собой громадный прямоугольник со сторонами в 265 и 177 м. Главным сооружением площади являлся Большой театр, построенный Бове по проекту Михайлова в 1819—1824 гг.
Ныне существующее здание Большого театра сильно отличается от первоначального, так как в 1853 г. театр сгорел и был перестроен Кавосом, изменившим ордер и уничтожившим громадное полуциркульное окно за бронзовой группой Аполлона. Прямо против театра в то время располагался сквер, а по сторонам стояли единообразные здания, из которых уцелел только Малый театр. К сожалению, архитектура площади с течением времени стала изменяться. На рубеже XIX и XX вв. появился театр Незлобина, затем построенная в стиле модерн гостиница «Метрополь», и ныне существующая площадь уже не имеет былого архитектурного единства.