Cледует подчеркнуть то обстоятельство, что русская градостроительная культура со времен Петра I и до середины XIX в. развивалась по линии строительства регулярных городов. Русские архитекторы восприняли западноевропейские планировочные приемы и сочетали их с национальной художественной культурой русского народа.
В планировку многих городов этого времени органически включились исторически сложившиеся ансамбли древнерусских кремлей и монастырей. Таковы Москва, Ростов, Великий Новгород, Псков, Кострома, Тверь, Ярославль и др. Монастырь или кремль во многих случаях становились общим или местным архитектурным центром города. Вокруг кремля группировались прямоугольные, многоугольные и круглые площади, к нему вели прямолинейные улицы, а в общем — та неповторимая живописность, которой обладали кремли, находила превосходное и контрастное сочетание с архитектурой регулярного города. В процессе строительства Петербурга был поставлен в России вопрос о плане города, как целостной архитектурно-планировочной композиции, разработанной с учетом обороноспособности, красоты, удобства и долговечности города.
Если города в те времена застраивались относительно медленно, то искусство архитектурного ансамбля достигло высокого развития и прежде всего — в строительстве загородных усадеб. В русской дворцовой усадьбе довольно быстро закрепились классические принципы ансамбля, которые прямым образом повлияли на застройку центральных частей городов, а косвенно и на общую их планировку. Так, например, в Москве архитектор Казаков применил схему дворца-усадьбы в композиции Голицинской больницы; в Петербурге аналогичным образом решил задачу Росси при сооружении .Михайловского дворца и т. д. Отдельно стоящая усадьба иногда являлась центром композиции плана небольшого города, как, например, усадьба Бобринских в Богородицке.
Великие мастера русского ансамбля XVIII и XIX вв.— В. В. Растрелли, М. Ф. Казаков, В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин н А. Н. Росси — сумели не только создать национальную русскую архитектуру нового направления, но и возвысить ее до лучших образцов мировой архитектуры. Грандиозный ансамбль Адмиралтейства архитектора Захарова, Казанский собор Воронихина, а также завершенный архитектурный центр Петербурга с Дворцовой и Сенатской площадями, поражают размахом и величием своих замыслов.
Ансамбли Петербурга далеко превзошли произведения западноевропейского классицизма. В самом начале XIX в. на Западе наступил упадок градостроительства, как искусства, но в России еще долго продолжался период расцвета, связанный с творчеством великих мастеров классицизма и ампира: К. Росси, В. П. Стасова, Д. Жилярди и Монферрана.