Круг рассматриваемых образных характеристик современной архитектуры предопределяется темами ассоциаций или метафор, выделенных в первой главе. Для данной главы, как это будет показано в дальнейшем изложении, особенно существенны социальные метафоры, интерпретирующие понимание роли личности в современном обществе и проявляющиеся в различном разрешении оппозиции стандартизованность — индивидуальность, метафоры, связанные со специфической темой современности, касающейся взаимоотношений человека и мира техники, и, кроме того, исторические метафоры, определяющие понимание взаимосвязи прошлого и настоящего.
Заявленную проблематику рассмотрим прежде всего на материале архитектурных объектов, формирующих городскую застройку и во многом влияющих на эстетические качества среды в целом.
Общеизвестно, что XX в. охарактеризовался бурным развитием науки и техники, достижения которых стали проникать во все сферы человеческой деятельности. Это неизбежно влекло за собой изменения в области эстетики города.
Главными достоинствами и основой эстетической выразительности новой архитектуры стали рациональная; научно-выверенная с точки зрения утилитарных потребностей планировка жилища и города в целом, рациональное, ясно выраженное конструктивное решение сооружений.
Если мы вырвем из своего сердца и разума застывшее понятие дома и рассмотрим вопрос с критической и объективной точки зрения, мы придем к дому-машине, промышленному изделию, здоровому (и в моральном отношении) и прекрасному, как прекрасны рабочие инструменты, что неразлучны с нашей жизнью. Дом будет исполнен той одухотворенной красоты, которую человек-творец способен сообщить всякому простому и необходимому орудию труда.
Поэтизация технических возможностей человека, апология разума, проявляющего себя в стройности и логичности организации среды — основа эстетики мастеров новой архитектуры.