Планиметрическая игра

Сказанное выглядело бы натяжкой, если бы сам Витрувий не велел выбирать ордер сообразно характеру постройки. Античная эстетика очень осмысленно употребляла ордер. Так, храмы Гераклу, воительнице Минерве или Марсу строились в дорическом, а посвященные Прозерпине, Венере, Юноне — в ионическом, святилища же приснодевы Дианы или нимф — в коринфском стилях. Выбор женского ордера объясняется здесь еще и тем, что вилла строилась в преддверии свадьбы ее заказчика и мыслилась как подарок молодой жене.

Но колонны вовсе не главное в этом здании. Здесь они служат лишь изящным эскортом совсем иной интриги, закручивающейся у Палладио, как обычно, вокруг планиметрии, игры объемов. Пространственная драматургия — мужская, в сущности, радость (много ли, по совести, геометров среди женщин?). Коллизия же не в том, как закручены и прихотливо связаны комнаты с центральным залом (чехарда: через одну). И не в замысловатом отношении расстояния между колоннами к их высоте…

Основная идея, по которой структурировано пространство виллы Корнаро, проста и гениальна одновременно. Если обойти здание вокруг, можно убедиться, что сзади — точно такой же фасад. Но если главный фасад мажорно вышагивает вперед из массива здания, то колоннады задней лоджии, напротив, интимно вобраны в корпус виллы. И главный фасад выдвинут из тела здания ровно и точно (сантиметр в сантиметр) в той же мере, в которой вдвинут в тело — тыльный. Что особенно хорошо видно, если посмотреть на план. Тогда мы увидим, что вилла выглядит как исполинский школьный пенал, с которого сдвинута крышка.

Сделано это не ради простого формального экзерсиса, это не чистое испытание лоджии на экстра- вертность и интровертность: мол, можно и так, и эдак. Подобное решение объема здания продиктовано целесообразностью. Состоит она в том, что главный фасад смотрит на север и, обреченный быть теневой стороной дома, специально выдвинут вперед, компенсируя недостаток света обилием воздуха среди свободной колоннады. Лоджия же, выходящая на юг и требующая освежающей прохлады в знойный летний день, напротив, утоплена в тени.

Планиметрическая игра лучше всего (и сразу) видна на плане. Парадокс: главная точка зрения на виллу — сверху, «с неба». Это и есть самое курьезное в вилле Корнаро. Но «планиметрию» видит не только Бог или птицы.

Замысел, который виден только Богу, но которому человек может и должен всячески содействовать — одна из распространенных доктрин масонства, согласно которой, существует «спущенный сверху» План на восстановление божьего порядка, орднунга (однокоренное с «ордер»). Необходимо приняться за созидание мудрого правления. Это будет теократия, где все согласно установлениям воли Господней. Теократию символизирует Храм Соломона. Всемирный храм! Его-то вольные каменщики дружно и зиждут под Божьим руководством. Прогресс движется путем постепенного воспитания и просвещения человечества.