Собор стоит на острове Ситэ у левого (южного) протока Сены. Громадное сооружение в пять нефов имеет лишь слегка развитый трак- септ, над которым поднимается и реет в воздухе тонкая готическая стрела. Собор производит сильное впечатление и с боковых сторон, украшенных аркбутанами, и со стороны алтаря. Однако главный фасад собора выходит на запад, так как здесь возвышаются две его гигантские башни. Эти башни (как и весь фасад, украшенный круглым окном и фигурами французских королей) относятся к числу прекраснейших готических сооружений. Башни играют огромную роль в силуэте Парижа; и это тем более удивительно, что они не достроены. Виолле-ле’Дюк, работавший над реставрацией собора в прошлом столетии, считает, что башни были задуманы с вершинами в виде высоких шпилей, так как в настоящем виде их энергия остается неиспользованной.
В 1370 г. быстро развивавшаяся правобережная часть Парижа была окружена новой стеной, получившей название стены Карла V.
Стена Карла V начиналась у реки, на месте построенной впоследствии Тюильрийской галереи, затем шла на северо-восток к современным бульварам и далее через площадь Бастилии спускалась снова к реке. Париж XIV, XV и даже XVI вв. был в полном смысле готическим городом. Все улицы (включая и древнюю римскую дорогу Сен-Мартен — Сен-Жак) были узкими и кривыми. На улицах, плотно прижавшись один к другому, стояли многоэтажные фахверковые дома под тяжелыми панцирями черепичных крыш. Верхние этажи выступали над нижними, оставляя узкую полосу неба, изрезанную остроконечными крышами. Некоторые из этих улиц сохранились до генеральной реконструкции Парижа в середине XIX в., и префект Оссман руководивший реконструкцией города, писал в своих «Мемуарах»: «Уничтоженные улицы были настолько узки, что дома с их источенными червями фасадами напрасно силились обвалиться, так как они находили опору в домах, стоявших напротив».
Тем не менее, улицам средневекового Парижа нельзя отказать в живописности. Как и во всех средневековых городах, теснины улиц сменялись площадями, пространство которых, даже при малых размерах, давало сильный архитектурный контраст. Но, кроме того, Париж обладал выразительным силуэтом. Над крышами домов возвышались многочисленные колокольни. К двум мощным башням собора присоединялись родственные им колокольни Сен-Жак и Сен-Жермен-де-Прэ. Мосты были застроены домами, а по внешнему контуру города шел мощный пояс оборонительных стен. Так было вплоть до начала XVII в.