Если исходить из того, что средневековое творчество выступает не «типом волеизъявления, но типом познания» , то становится понятным, что для зодчего в традиционном обществе постройки служат средством познания, выражением тех незыблемых истин, посредством которых он приобщается к изначальному творческому акту.
Традиционно созидательная деятельность ремесленника, художника, поэта и музыканта превращалась, таким образом, в некое таинство. Мир символов был посредствующим звеном между создаваемым художниками миром зримых чувственных форм и миром идеальным.
По мусульманским представлениям, символы — чувственные формы метафизической реальности вещей и существуют вне зависимости от того, осознаются они или нет. Мир символов отражает мир архетипов в чувственном феноменальном мире. Существуют универсальные и частные символы. Универсальные или природные символы рождаются как отражение самых общих природных процессов, они изначальны по отношению к человеку и потому как бы транскультурны. Симметрия и ритм составляют их основу. Познавая и подражая природе, человек создает геометрические формы с акцентированным центром и симметрией членений.
Подобно находящейся в центре мусульманского мира Каабе, центр любой изобразительной композиции одновременно разделяет и интегрирует в себе изображаемый мир. С этой точки зрения показательна смысловая дополнительность элементов симметрии в изобразительных сюжетах, композиция которых строится как модель мира: положительные образы (долины) располагаются справа от оси симметрии, а отрицательные — (горы) -слева.
Центр же симметрии изображения отмечается посредством дерева, столба, тронной сцены, стоящего человека, то есть изобразительными вариантами универсальной космической оси. Выявление центра в симметрично развернутых изображениях традиционного искусства ислама воплощает известный принцип «множественности в едином». Разнообразие изобразительных форм находит свой порядок, свое конечное выражение в объединяющей их космической оси, которая соотносит эти формы посредством символов с миром архетипов.
В истории искусства достаточно хорошо известны примеры использования одинаковых иконографических схем для иллюстрации разных по содержанию смыслов. Специальные исследования показывают, что истоки этих инвариантных схем лежат в общих для многих культур архетипических представлениях, таких, как мировое дерево, солярный символ, годовой цикл и т. д.
Очень часто одни и те же композиционные схемы могут переноситься из одной культурной традиции в другую, каждый раз обретая новое содержание. Так средневековье в Средней Азии наследует и развивает до мусульманские композиционные схемы с их ярко выраженным геометрическим лаконизмом форм. Сами эти схемы в качестве композиционных инвариантов присутствуют во всех типах сооружений. Характерным признаком инвариантных схем композиций выступает центрально-осевая симметрия.
Она составляет геометрическую основу традиционного строительного канона, при том, что в целом канон «определяется весьма многими качественными факторами и в первую очередь мировоззрением данного художника или данной эпохи. Он определяется идеологией и прежде всего социально-исторической идеологией». В средневековом художественном сознании — постоянное сопряжение двух миров: чувственного и духовного. «Интегрирующее воображение» мастера создает, используя искусные геометрические приемы, орнаментальные композиции, в которых комбинаторно-симметричные преобразования -основной метод разработки конкретной задачи в композиции.
Влияние ислама сказалось в появлении и широком распространении новых типов зданий: мечетей, минаретов, медресе, ханака, караван-сараев. Это дает нам основание рассмотреть архитектуру с точки зрения реализации в ней наряду с утилитарными требованиями также задач духовного плана, постараться распознать, как мировоззренческие идеи и образы интерпретируются средствами архитектуры или могут ли они быть воплощены посредством определенных приемов формопостроения. Иными словами, мы хотим показать, что принцип симметрии был обусловлен совокупностью представлений традиционной философии, что в определенном смысле его можно полагать символическим элементом строительного канона.
Характерен обширный ритуальный комплекс, поддерживающий не только веру во всемогущего бога, но и «мусульманскую солидарность», призванный объединять «правоверных» одной идеей и одним действием.
Основное содержание Корана — осуждение многобожия, проповедь идеи о едином боге как первопричине жизни и первотворце мироздания.
Отсюда ясно выраженная тенденция примирить два главных в то время источника основных понятий и представлений — греческую науку и Коран, «истолковать греческие термины в плане коранических символов и добиться «покоя ума». При слабости научной мысли эпохи, неспособной ответить на важнейшие вопросы о загадках мироздания, ведущей оказывается мысль религиозная и научные трактаты приобретают внешнюю форму учения о единобожии, подтверждаемого «научными данными».