ГОРОДСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Строительство жилья доя бедных внесло незначительный вклад в становление того или иного стиля. Стилеобразующим является дом состоятельного человека. Он строится из материалов, более устойчивых к разрушениям, поэтому сохраняется чаще, чем пристанища нижнего сословия.

Жилые башни, а также каменные и фахверковые дома знати почти до поздней готики продолжают резко контрастировать с убогими, сегодня уже развалившимися хижинами, составлявшими большую часть городской застройки. Было бы неверно делать выводы о культуре быта людей того или иного времени, исходя из сохранившихся и часто потом измененных жилых домов от античности до позднего Средневековья.

Земельные участки горожан, занимающихся сельским хозяйством в пределах границ старых городов, дробятся в результате продажи или раздета имущества по наследству. В проектируемых новых городах строительные участки распределяются более равномерно.

Буржуазия, разбогатевшая благодаря ремеслам и торговле, становится более самостоятельной и образованной, отделяясь от простого народа. В ремесленных гильдиях возрождается византийская традиция, когда представители одного и того же промысла селятся на одной улице.

Соперничество между гильдиями и патрициатом ведет к своего рода соревнованию и в области жилищного строительства. Классовые различия стираются; дом горожанина иногда превращается в дворец, врываясь в «вотчину» быта дворянства.

Появление различных типов домов в разных странах и городах определяется местными традициями. На длинных и узких участках земли южногермайских городов возникает тип дома с двором, который затем распространится по всей Центральной Европе, Характерная особенность такого типа в том, что передний дом отделяется от заднего двором и соединяется с ним. расположенным на одной стороне двора узким связующим строением — часто с аркадами.

В северо-западной части Европы из прототипов жилищ древних германцев развивается дом павильонного типа с проходящей посредине длинной передней, по обе стороны которой располагаются жилые помещения, мастерские и помещения для скота. В южных странах климат благоприятствует традиции строить дома, дающие тень, которые группируются вокруг центрального двора.

Плоская крыша часто обеспечивает дополнительную жилую площадь. Наклонные крыши домов в северных районах позволяют снизить давление снега на несущие конструкции, кроме того, они закрывают как оболочка самое верхнее перекрытие и делают это пространство также пригодным для жилья, Необходимость обогревать дом в высшей степени влияет на технологию строительства, расположение помещений и на внутреннее оборудование, т. е. на ту часть дома, которая определяет персональный стиль жизни владельца.

К традициям такого рода относится выбор того или иного типа дома: фронтонное здание или со свесом крыши, пристройка эркеров, беседок и террас вдоль главного фасада, многоцветное оформление и пластичный декор.

На архитектурный стиль оказывают влияние и строительные материалы, определяющие фахверковыми постройками, зданиями из тесового камня или кирпича облик целых регионов.

Определенную лепту в становление стиля вносят и строительные правила. устанавливающие оборонительную прочность сооружения, выбор строительной площадки, обеспечение дорожного движения, гигиену, но в первую очередь защиту от самого опасного врага — пожара.

Сегодняшнее понятие о городском доме связано с представлениями о достойном человека жилье. Однако с античных времен такие притязания были известны лишь состоятельной прослойке. Чтобы такие же нормы распространились в народе, необходим минимум демократизации и «распыления» собственности, что впервые сложилось в ранней фазе Ренессанса. которая по времени совпадает с поздней готикой в Северной Европе.

С расширением права свободной торговли и повсеместного проживания в период поздней готики и Ренессанса происходит и «экспорт» стиля быта горожанина. Вместе с идеями гуманизма из итальянских республик в остальные страны Европы проникает и осознание необходимости лучших условий жизни.

Ремесленные цеха и гильдии, как и многочисленные отдельные участники торговли, достигли уже такого уровня благосостояния и самосознания, что ищут своего репрезентативного выражения в переходе от хижины к дому и в оснащении его мебелью, художественно- промысловыми предметами обихода и произведениями искусства.

Но только лишь гражданам Нидерландов удается в XVI и еще больше в XVII в. преобразовать эти собрания разнородных престижных предметов в теплую домашнюю обстановку. Переплетение политических связей Нидерландов с испанской короной способствует тому, что Филипп II повелевает перенести в Испанию фламандские жилищно-архитектурные формы.

Однако тип жилого дома, который наиболее отчетливо будет оказывать свое влияние на тенденции в этой области, появляется во Франции XVII в. Помещения становятся более функциональными, лучше отапливаются и обеспечивают больший комфорт для обитателей и гостей, что способствует появлению знаменитых парижских салонов. Однако застывшая репрезентативная декорация в домах дворянства не позволяет создать тот слот, который присущ сориентированному на полезность и менее украшенному дому обычного горожанина.

В XVIII в, фешенебельные городские дома принимают формы и декор дворцов аристократии, В целом же значение отдельного, обособленного дома горожанина резко падает. На передний план выступает дом с квартирами для сдачи внаем. Индустриализация конца XVIII в. в Англии и XIX в. в континентальной Европе сопровождается появлением фешенебельных просторных вилл с парками, располагающихся не только по краям выходящих главных дорог крупных городов, но и в центральной части малых городов и в сельской местности.

При этом предпочтение отдается классицистическим и другим, претендующим на историзм архитектурным формам, Для армии же рабочих строятся многоквартирные дома, за эклектичными фасадами которых скрываются, как правило, довольно скудные жилые помещения. Одновременно в поселках развивается свой собственный стиль жилых домов для рабочих.

Первые усилия, направленные на улучшение жилищных условий рабочих, предпринимаются в Англии: за ней следуют Франция, Германия. Дания,

Нидерланды и Бельгия :

1. Законодательство, Англия — законы Торрена и Кросса, 1868-1882: Бельгия — закон о патронажной комиссии, 1889.

2. Помощь местного самоуправления — лицензия на строительный участок, подготовка к застройке.

3. Социальное обеспечение рабочих, Германия — создание долгосрочной собственности с помощью ссуд на строительство, но дается только мало мигрирующим рабочим горных предприятий, что приводит к спекуляциям. Обычным явлением становится сдача внаем квартир, принадлежащих заводу. Голландец ван Маркен передает в 1870 г, рабочий поселок «Агнетапарк». Делфт, своим рабочим в качестве общей собственности, предотвращая спекуляции.

4. Самопомощь путем создания товариществ. В 1870 г. в Англии существует 2000 жилищно-строительных обществ. Германские жилищно-строительные товарищества также переходят от передачи жилья в собственность к сдаче внаем.

5. Строительная деятельность приобретает также характер бесприбыльных фондов. Англия — фонд Пибоди и фонд Октавия-хилл с целями народно-воспитательного характера среди беднейших слоев населения. Германия — создание с 1883 г. организаций социального страхования.

6. Частная строительная деятельность.

Требования улучшить условия предоставления кредитов, вводить налоговые льготы и предоставлять нуждающимся государственные субсидии способствовали развитию строительства в XX в., переложив финансовое бремя на государство. Остальные принципы никаких существенных изменений не претерпели.

Объединение архитектуры с развитием технологий, особенно в строительстве железобетонных сооружений, а также новые тенденции югенд- стиля к концу XIX в. указывают пути выхода из историзма, что влечет за собой большое чисто революционных «измов», объявляемых в воинственных манифестах и выражаемых в большинстве случаев лишь отдельными представителями искусства.

Результаты этого находят свое отражение чаще в живописи и скульптуре, реже в литературе или музыке. Но архитектура, имеющая слишком сильную целевую направленность, а по развитию технологии слишком медленная, не может следовать за всеми — часто недолговечными — течениями. Поэтому дискуссии здесь ведутся в основном о выборе между органическим или функциональным характером строительства.

В большинстве случаев нехватка средств быстро заканчивает эти дискуссии в пользу функционализма. Поэтому новые архитектурные стили находят свое чисто показательное воплощение лишь в крупных объектах промышленных объединений и общин, располагающих финансовыми средствами, а также в немногих индивидуальных жилых домах и в отдельных крупных объектах массового жилищного строительства.

Частное жилищное строительство XX в. не участвует, как правило, в этих течениях. Здесь утверждается рациональный геометрический стать без декораций и фасонных элементов. При всей той горячности, с которой ведутся споры вокруг многочисленных художественных направлений, в международном масштабе всеобщий вкус имеет преимущественно традиционно-функциональный характер, несмотря на тенденцию к индивидуальному одноквартирному дому. Внутреннее оборудование зданий также интернационализируется и демонстрирует явные аллюзии на исторические архитектурные формы наряду с умеренным модерном.

Большое значение приобретают усилия, направленные на создание достойных человека жилых форм в так называемом городе-саду или пригороде-саду. Они исходят на рубеже двух веков из Англии — Хоуард, «Города-сады завтрашнего дня» Первым таким городом-садом становится Лечуорт, но со временем эти идеи находят признание на международном уровне. С 70-х гг. частный парк все больше становится символом нового статута горожанина.

Разрушения во время Второй мировой войны, а также и снос еще сохранившихся зданий — в непопулярном долгое время стиле историзма — в результате санирования городов или спекуляций земельными участками уничтожили многое из несовременного, но исторически ценного строительного фонда.

В конце бО-х гг, с приходом нового сознания о необходимости охраны окружающей среды при замене старых домов на передний план выдвигаются 2 основных метода:

1) строительство нового ядра здания при сохранении старого фасада;

2) новостройка с современным фасадом, приспособленным к старому облику города с помощью таких подчеркивающих исторический момент «театральных декораций», как фахверк, кирпич, вимперг или эркер.

Спекуляции земельными участками при строительстве высотных торгово-деловых и жилых домов на месте старых домов, еще пригодных для проживания, приводят в 70-х гг, к социальным волнениям.