РАЗВИТИЕ ИДЕАЛЬНОГО ГОРОДА

На примере выдуманного южногерманского города.

1. Ситуация на 1250 г. Поздний романский стиль. Носителями культуры являются рыцари и монахи. Укрепленный замок на возвышенности стоит на мысу в месте впадения притока. Свободное расположение бергфрида, главного здания замка с капеллой, кухней, хозяйственными и жилыми постройками. Бенедиктинский монастырь создан на пожертвования владетельного князя. Территория его окружена каменной стеной.

Укрепленный замок и монастырь появились раньше, чем город бюргеров. Предоставленная королем торговая привилегия побудила владетельного князя рассылать по всей стране основателей, которые должны были вербовать торговцев и поселять их у подножья горы, где стоит укрепленный замок

Эти поселенцы должны были, в свою очередь, заниматься реместами, строить торговые лавки, а также платить налоги. Многие крестьянские дети, не имеющие права на наследство, также устремляются в города, уже обнесенные к тому времени каменными стенами. Городские строительные правила регламентируют размеры и планировку земельных наделов, расположение групп зданий, меры по противопожарной защите и т. д.

Бросаются в глаза добротные дома и рядом жалкие хижины, а также и социальные различия между горожанами. На рыночной площади — ратуша в виде каменного или фахверкового строения с залом, городскими весами, залом для собраний, а также приходская церковь, с обнесенным каменной стеной двором.

II Ситуация на 1350 г. Переход от расцвета к поздней готике. Носителем культуры является горожанин-бюргер. Вокруг монастыря образуется в качестве самостоятельной общины с ратушей, приходской церковью и собственным укреплением пригород. Башни у городских ворот по обе стороны соединяющего части города моста позволяют также отделять эти части одна от другой.

Бюргерско-цеховая, теперь уже готическая, архитектура определяет сооружение и оформление пристроек ратуши, бурга, новой приходской церкви, часто также и монастыря францисканцев и доминиканцев. Основанием в начале XIII в. этих проповеднических орденов церковь реагирует на изменившиеся социальные потребности. Обычно монастыри этих орденов располагаются на окраине старого города пли в пригороде.

В женском монастыре, как правило, на юго-западной окраине старого города, отшельнические кельи пристраиваются к церкви таким образом, чтобы монахини могли незамеченными проходить из спальни прямо на хоры. К числу наиболее важных социальных учреждений средневекового города относится больница как лечебница и приют для престарелых. Крупные пандемии XIV в. вынуждают строить за пределами городских стен новое кладбище с поминальным огнем и часовней — склепом.

Походы крестоносцев, познакомившихся с оборонительными системами Ближнего Востока, способствуют усовершенствованию крепостных стен. К башням у городских ворот XII в. добавляются выступающие фланкирующие башни, для бокового обстрела стены.

III. Ситуация на 1550 г. Ренессанс. Носителями культуры являются бюргер и абсолютистский владетельный князь. Внешний облик города определяют новые, усиленные оборонительные сооружения. Перед средневековой кольцевой городской стеной с ее рвом возводится широкий вал с низкими батарейными и крепостными башнями с круглой площадкой, объединяющий обе части города в единое целое.

С западной стороны защиту города усиливает современное итальянское роговое укрепление. Бург превращается в замок — сооружение с 4 крылами. Уже к 1400 г. большинство монастырей отказывается от общей спальни, отдавая предпочтение индивидуальным кельям, которые выстраиваются в ряд на верхних этажах 3 секций, расположенных вокруг крестового хода.

Начавшаяся тенденция к единообразию особенно четко проявляется в церковном строительстве. Предпочтение отдается многонефным и зальным церквям. В результате боковые нефы поднимаются до высоты среднего и перекрываются общей большой крышей. Базилика бенедиктинцев получает дополнительно только высокие хоры.

Городской дом в Германии сохраняет расположенную перед высокой крышей выступающую часть фронтона или свеса крыши и часто украшается накладным орнаментом под античность. Ратуша, танцевальный и свадебный дом, постоялый двор, больница, богадельня, кладбище и торгово-промысловые сооружения, также мельница, зерновой павильон, складская площадка, гильдейский и торговые дома и рыночная площадь приобретают архитектурные формы в зависимости от местных уоювий и личных повелений владетельного князя.

IV. Ситуация на 1750 г. Барокко. После Тридцатилетней войны 1618— 1648 гг. Германия оказалась неспособной установить сильную центральную часть. Страна распадается на 300 самостоятельных территориальных государств. Выдуманный город также теряет свою самостоятельность как единое целое в административном, экономическом и оборонительном плане.

Теперь, будучи резиденцией владетельного князя, он полностью находится в его абсолютистской власти. Князь назначает чиновников и служащих и размещает в городе, превратившемся в современную крепость, военные полки. В разрушенном войной старом городе князь строит новый замок-резиденцию с садом и оранжереей с задней стороны и парадным двором, выходящим на иезуитскую школу.

Роскошные фасады становятся одновременно и стенами архитектонически выдержанных в едином стиле дворов, площадей и парков, которые оформляются как наружные пространства, где продолжается великолепие внутренних помещений. Этот репрезентативный стиль делает культовые и светские сооружения похожими друг на друга.

Иногда церковь замка внешне полностью теряет из-за оформления площади свой культовый характер. В результате стирается полярность между духовным и светским, что в свое время дало средневековому городу его художественный облик. Но и арсенал, караульные помещения, конюшни, новые административные здания и мануфактуры меняют облик города точно так же, как с появлением людей нового типа меняется и само городское общество.

Негативные последствия, особенно в XIX в.:

— спекуляция земельными участками

— максимальная плотность застройки, строчки однообразных домов

— массовое строительство доходных домов для пролетариата.

Лондон. После знаменитого лондонского пожара 1666 г., в результате которого без крова осталось 70 000 человек, для восстановления города было предложено 3 проекта. Был принят, но не осуществлен проект Рена, в основу которого положены идеи теоретиков XV) в. и пешеходов. 60 га парков

— строительство казарм возле площадей с радиальными улицами и создание свободных секторов обстрела для быстрого подавления восстаний в старых кварталах, постоянная угроза которых существовала с 1789 г. и которые подавлялись в 1831 и 1871 гт.

— оживление торговли

— широкая застройка великолепными, подчеркивающими исторический момент зданиями новых просторных улиц общей протяженностью 95 км

Мюнхен. Деление города на замкнутый бюргерский город на юге и королевский на севере подчеркивается осями и монументальными сооружениям XVIII и XIX вв.

— Еще первые абсолютистские правители оттеснили дома горожан за иезуитскую школу, замок Максбург и резиденцию, закрытую в сторону города, а для придворного сада даже было расширено оборонительное укрепление.