Пространство и время в бытовании архитектурной формы

Цель архитектурной профессии в самом общем виде — создание упорядоченных пространственных систем материальных объектов, которые обеспечивают условия для жизнедеятельности. Формы и системы форм, которые создает архитектор, казалось бы, исчерпывающе описываются в понятиях, относящихся к пространству, пространственным отношениям и материалу. Фактически, однако, чисто пространственные характеристики оказываются недостаточными, если речь идет об архитектуре. Архитектурный объект всегда соотнесен с человеком и включен в человеческую жизнедеятельность, развертывающуюся во времени, и как объект идеальных преобразований в мысленной модели, замысле и процессе проектирования, и как материальный объект в процессе материального созидания, строительства, равно как бы в восприятии его реального бытия. Да и само бытие архитектурного объекта, связанное с диалектикой подвижности форм жизнедеятельности и относительной стабильности материальных структур, проходит в процессах не только постепенной амортизации и старения, но и постоянных изменений в отношениях деятельностного и материально-вещественного, соответственной переоценки и адаптации. В макромасштабе исторического времени архитектура, фиксируя определенные стадии развития общества, его истории, становится овеществленной формой коллективной памяти, в синхронном существовании которой отражены различные этапы процесса. Фактор времени, таким образом, присутствует во многих аспектах бытия архитектуры, определяя его четырсхмериость (или, если воспользоваться термином, введенным физиологом А. А. Ухтомским, хронотоп — пространственно-временное единство).

Установить и принять во внимание четырехмерность бытования архитектурной формы важно не только для полноты ее теоретического осмысления. Фактор времени включен в процессы практической работы архитектора, и его понимание определяет существенные моменты ее осмысления. В конечном счете «четвертое измерение» в некоторых аспектах имеет почти столь же операциональное значение, как и пространственные измерения.

Не будем касаться темпоральных аспектов творческого процесса и, соответственно, бытия объекта архитектуры на его идеальной стадии. Рассмогрим четыре аспекта проблемы «архитектурная форма и время»: 1) время и созерцательное восприятие архитектурной формы; 2) время и восприятие архитектурной формы в движении; 3) стабильное и изменчивое в архитектурной форме; 4) архитектурная форма в макромасштабе исторического времени.