Пропорции золотого сечения вызвали обширную литературу. Платон, Лука Пачиоли, Леонардо да Винчи и множество современных ученых занимались теорией золотого сечения. Мы знаем много попыток объяснить эстетическое действие золотого сечения, от мистических объяснений средневековых авторов до субъективно-психологических толкований буржуазной эстетики. Несомненно, что в основе принципа золотого сечения лежат объективные наблюдения над красотой в природе, в строении человека, а также учет законов зрительного восприятия.
Некоторые отклонения от золотого сечения, которые указывала часть лиц, участвовавших в опытах Фехнера, не опровергают общего закона. Для уяснения эстетической ценности золотого сечения нам кажется не лишенным интереса привести также следующие соображения. Представим себе превращение прямоугольника с соотношением сторон 1 : 2 в квадрат. Это превращение может произойти путем увеличения меньшей стороны, и при таком превращении мы имеем бесчисленное множество промежуточных фигур, одна из которых будет иметь отношение золотого сечения. Начальная и конечная формы — прямоугольник и квадрат — имеют отношение сторон, близкое или равное тому «отношению подобия», о котором говорил Виолле ле Дюк, и поэтому производят впечатление скучных: в них нет разнообразия измерений.
Все промежуточные формы имеют разнообразные измерения, но эти измерения не связаны никаким единством и поэтому воспринимаются как то разногласящее разнообразие, которое всегда производит неприятное впечатление. И только прямоугольник в пропорциях золотого сечения дает нам разнообразие измерений, в сильной степени отличающееся от начальной и конечной формы, но разнообразие это пронизано сильным единством средней пропорциональности и потому производит наилучший эстетический эффект.
Действительно, при восприятии прямоугольника в нашем: сознании наиболее отчетливо запечатлевается измерение большей, меньшей стороны и их суммы, как суммы всех движений, пройденных взором. Поэтому отношение суммы сторон к большей и большей к меньшей, а именно 1,618 : 1 : 0,618, представляющее ряд золотого сечения, создает в нашем сознании ощущение связанности отдельных движений взора, порождающее чувство гармонии, ощущение единства формы, состоящей из резко различных элементов. И нам думается, что большинство гармоничных соотношений, применявшихся в архитектурной практике, представляет не что иное, как ту или иную форму осуществления принципа единства в многообразии, составляющего основу гармонии.
Выбор же тех, а не иных гармонических соотношений обусловлен эстетическим сознанием эпохи. Разумеется, здесь играют известную роль и конструктивные возможности.
В некоторые эпохи (например в последний период развития буржуазного искусства) мы встречаемся даже с отрицанием гармонии и вообще объективных законов красоты, с стремлением к дисгармонии, неуравновешенности, диспропорциональности.