Равновесие

С расширением понятия симметрии в науке связано возникновение и формирование структурно-системных методов исследований. Возникнув в сфере структурной биологии и кристаллографии, эти методы распространились постепенно и на другие области естествознания, а также нашли применение в гуманитарных науках, в частности, в искусствознании. Общность этих методов в том, что структурность, имманентная ей симметричность достаточно общая форма существования и развития материи.

В этой связи особо отмечается гносеологический аспект понятия симметрии. В теории познания симметрия служит методом обнаружения и описания инвариантных закономерностей «законов сохранения». Метод симметрии признан одним из наиболее общих и эффективных методов теоретических исследований в современной науке.

В научном эксперименте законы симметрии используют как средство анализа, как своеобразный «инструмент» построения мыслительных схем, упорядочивающих аналитический процесс и оформляющих результаты исследований. (В третьей главе мы делаем попытку применить метод симметрии к исследованию архитектуры).

Обзор специальной литературы позволяет убедиться, что без понятия симметрии в наши дни не обходится ни одна область знания. Современная наука характеризуется сближением сфер, традиционно считавшихся весьма отдаленными, что привело к появлению «гибридных» областей знания. При этом наиболее плодотворные результаты порой приносит именно смелое перенесение в новые области методов исследования, выработанных в других областях науки.

Остановившись кратко на общих идеях современного научного знания о симметрии, мы далее рассмотрим в их контексте привычные категории архитектурной композиции гармонию, равновесие, асимметрию, геометрическую закономерность, равенство и, наконец, единство тем, чтобы показать их смысловую сущность: все они раскрывают ту или иную грань архитектурной симметрии.

Первоначальный смысл термина «симметрия» был близок современному понятию «гармония». В архитектуре термин «гармония» один из наиболее употребительных. Однако распространенность этого термина отнюдь не сопровождается единым пониманием. В архитектуре фактически нет достаточно точного его определения. Одно из немногих — это формулировка А. Тирша: «Гармония есть результат повторения основной формы произведения в его частях». М. Гинзбург вкладывал в понятие гармонии довольно узкий смысл, считая, что «…гармония есть математическая сущность ритма».

Равновесие, соразмерность элементов, образующих каркас, или структуру произведения, это и есть собственно то, что основоположники классической эстетики называли гармонией художественного целого, как бы охватывающей и стягивающей его своими «скрепами» путем ритмического, симметрического и тому подобного членения целого на фрагменты.

Часто симметрию понимают, толкуют в значении равновесия. Равновесие — это одна из потребностей человеческого тела, так как «соответствует всеобъемлющему человеческому опыту»: «Вселенная стремится к состоянию равновесия, в котором устраняются все существующие несимметричные образования. Таким образом, любую материальную деятельность можно определить как стремление к равновесию».

Стремление к равновесию в архитектурной композиции соотносится со стремлением к простоте. Равновесие усиливает простоту и понятность композиции, поскольку присущая деятельности мозга тенденция к простейшим структурам делает результат восприятия возможно более ясным. Симметрия и равновесие не всегда отождествляются, равновесие свойственно и симметричной, и сбалансированной асимметричной композиции. Фокус композиции, например вход, не обязательно должен быть в центре общего построения. Сбалансированная асимметрия стала главным композиционным принципом современной архитектуры.

Ле Корбюзье, оценивая виллу в Гарше в контексте современной архитектуры, подчеркивал нерегулярность сочетания внутренних помещений, заключенных в абсолютно строгой регулярной оболочке. Эта система получила название «квазисимметрия» и теоретиками сопоставлялась с симметрией внешнего облика человека при асимметрии его внутреннего строения.

В архитектуре симметрия и асимметрия два противоположных приема построения формы. С точки зрения математики асимметрия лишь отсутствие симметрии. Подчиненная собственным внутренним законам, асимметрия не исчерпывается разрушением симметрии. Единство цель построения асимметричной композиции, так же, как и симметричной, однако достигается оно иным путем. Тождество частей и их расположений заменяется зрительным равновесием.

Человек воспринимает пространство своей жизнедеятельности как асимметричное. Среди бесконечного числа направлений, по которым теоретически можно перемещаться в трехмерном пространстве, лишь одно выделено за счет гравитационной силы -вертикальное.

В геометрическом смысле все три координаты декартовой системы равны друг другу по значению. Однако наше земное пространство пронизано силой тяжести, которая выделяет вертикаль как образцовое направление. Любое из других направлений воспринимается нами по своей отнесенности к вертикали. Наклонная Пизанская башня зрительно остро отклоняется от нормы, утверждаемой соседствующими с ней зданиями, от той нормы зрения, которая «встроена» в сознание наблюдателя как врожденное чувство равновесия.

Благодаря асимметрии пространства бытие переживается, пишет Арнхейм, прежде всего как вертикальность. Чтобы существовать, необходимо оторваться от поверхности земли, будь то рост деревьев и трав, вздыбленность гор или их рукотворного эквивалента зданий.

Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей, связи между которыми произвольны. Таковы и многие природные формы: целое асимметрично, части подчинены симметрии.