Ансамбль характеризует примечательные аспекты творческого подхода классицизма, иллюстрирует ретроспективные влияния и примененные А. Е. Штаубертом, свойственные стилю новые композиционные приемы. Использование особенностей готической планировки носило не ярко выраженный характер, не подобие цитирования, а осуществлялось в виде нюансного внесения отдельных формальных элементов в типичную классицистическую композицию, стилевые образные черты которой доминировали над средневековыми реминисценциями.
Прием сопряжения прямоугольных, разных но размерам площадей вызывает ассоциации с угловым примыканием в средневековую эпоху центральных площадей, чаще всего ратушной и культовой. Как и в готической структуре, от углов главного форума отходило семь коммуникаций. На восточном углу формальную роль одной из улиц условно выполняла маломасштабная культовая площадь с приходским и иезуитским костелами. Западный угол сознательно отмечен только одной улицей, хотя градостроительная ситуация нерегулярного города до реконструкции и логика новой, классицистической композиции свидетельствуют о хорошей возможности трассировки и здесь двух магистралей.
Все здания ансамбля спроектированы А. Е. Штаубертом по единому замыслу и построены за короткий промежуток времени. От старой застройки центpa остались лишь приходский и иезуитский храмы, мастерски включенные в новую регулярную композицию. Пропорциональный анализ ансамбля свидетельствует о всемерном осуществлении зодчим принципа жесткой геометризации, образно созвучной военному назначению города в целом и ею отдельных частей. Проектный метод А. Е. Штауберта основывался на применении целочисленных размеров, использовании как планировочного модуля существенного параметра ансамбля, равенстве основных размеров разных по композиционной роли объемов или пространств, совпадении планировочных осей элементов застройки.
Длина Соборной площади составляла ровно 100 саж., ширина — 71 саж. У костельной площади эти размеры были 56 и 37 саж. Поперечная ось главной площади, совпадающая с основной осью собора Александра Невского, была изначально «привязана» к оси трансепта иезуитского храма, а середина главного фасада одного из домов для обер-офицеров разместилась на продолжении продольной оси приходского костела.
В качестве модулей планировочной композиции площади заложены длина (17,0 саж.) и ширина (10,0 саж.) собора. С большой вероятностью можно предположить, что длина собора спроектирована равной протяженности стоящего по соседству иезуитского костела. Последний сохранился к настоящему времени в перестроенном виде, без апсиды, восполнение которой по изображению храма на плане Бобруйска конца XVIII в. дает длину костела, равную длине церкви Александра Невского.
С небольшим приближением длина храма укладывалась шесть раз по длине площади, а расстояние от точки пересечения ее продольной и поперечной осей, находящейся внутри храма, до юго-западной стороны площади составляло две его длины. Ширина собора равнялась отрезку от упомянутой точки до наружной поверхности его северо-восточной стены. Так, от данной точки до оси главной городской магистрали размещалось три ширины храма и еще одна ширина укладывалась от оси магистрали до продольной оси иезуитского костела. Вдоль сторон площади были посажены но два плотных ряда деревьев, каждый из которых образовывал прямоугольник. Стороны большего прямоугольника кратны ширине собора, составляя восемь и пять таких модулей.
Принцип повторяемости размеров объемов и пространств широко и разнообразно применен в композиции ансамбля. Протяженности главных фасадов трехэтажного здания госпиталя на Минской улице и двухэтажного больничного корпуса на Соборной площади спроектированы одинаковыми. Равнялись между собой длины зданий штаба и коменданта с торцом флигеля. Расстояние от угла спроектированного, но не построенного генеральского дома до середины главного фасада штаба равно отрезку от последнего до средокрестия церкви Александра Невского. Расстояние от того же угла до дальней стены штабного здания приравнено к длине короткой стороны площади за вычетом ширины основной магистрали. Равны между собой отрезки от северного угла площади до средокрестия иезуитского костела и до западной стены дома коменданта. Оконечность балюстрады, пристроенной к трехэтажному зданию госпиталя, трактована как центр окружности, радиус которой составляют отрезки до середины двухэтажного больничного корпуса, до главного фасада иезуитского храма, до аналогичной короткой балюстрады с противоположной стороны здания.
Уровень обеих площадей был примерно на этаж выше уровня земли перед главным фасадом трехэтажного больничного здания, в связи с чем появились две подпорные стенки с балюстрадами по верху вдоль Минской улицы и на северо- восточном фасаде госпиталя.
Многоаспектность творческого подхода Штауберта подтверждается и анализом высотной композиции, также выявляющим систему примененных приемов. Новые, созданные в первой половине XIX в. объемно-пространственные элементы подвергнуты жесткому регулированию путем организации единого горизонта венчающего карниза всех основных сооружений. Высота до верха карниза зданий коменданта, штаба и госпиталя на Соборной площади составляла 4 саж., а до конька кровли — 5 саженей 1 аршин. Второстепенные компоненты ансамбля дом Торлецкого и флигель для чиновников при здании коменданта — были до венчающего карниза на 2 арш. ниже указанных сооружений.
Трехэтажный госпиталь размещался ниже уровня площади, к которой от западного угла госпитального здания по Минской улице вел пандус. Однако относительно площади высота этого сооружения до венчающего карниза также равнялась 4 саж. Той же высоты спроектирован и основной объем собора до верха главного карниза. Тем самым, главная доминанта всей композиции возвышалась над фоновой застройкой ансамбля лишь за счет звонницы и полусферического купола над средокрестием.