Англия поворачивается к Италии, когда Ренессанс там давно закончился. Иниго Джонс в результате изучения трактата Палладио «Римские древности» и осмотра римских руин, а также сооружений Палладио в Виченце и ее окрестностях приобретает между 1613 и 1614 гг. уникальные для Англии знания.
Возвратившись домой, он становится в 1615 г. главным смотрителем королевских зданий. Его сооружения решительно порывают якобинским стилем с его маньеристским и полуготическим характером и дают основу понятия «палладианство».
Вилла королевы «Куинсхаус» в Гринвиче — первое строго классическое сооружение в духе итальянского Ренессанса: скромная имитация североитальянской виллы. Однако, как и главное творение Джонса, «Банкетный зал», эта вилла, хотя и палладианская в деталях, «никак не является чистой имитацией. Все так тонко изменено, что получилось, несомненно, английским: надежным, своенравным и весьма флегматичным».
НИДЕРЛАНДСКОЕ ПАЛЛАДИАНСТВО
В местностях, бедных древесиной и камнем, в этот же период появляются сооружения из кирпича. Испытывающая нидерландское влияние декорация фасадов этих зданий представляет собой смешение кирпичных пилястров и «холборнских фронтонов», с классическими элементами.
Во второй половине XVII в. в сооружениях Мэя уже не декоративный нидерландский «кирпичный» классицизм выдается за «нидерландское палладианство» — Это направление будет определять облик английских городов вплоть до XIX в.
Барокко в Англии
Барокко также начинается в Англии лишь через 100 лет после Италии, являющейся его родиной. Наиболее значительными представителями этого стиля в светской архитектуре являются помощник Рена Хоксмур и самоучка Вэнбро, которые сооружают замок Хоуард-касл и по аналогичному плану дворец Бленим-пэлис. Монументальные размеры этих сооружений и добротное художественное исполнение говорят об энергичной, тяготеющей к великолепию, театральной и даже «мужской» манере Вэнбро.
Арчер, учившийся в Риме у Борромини, перенимает динамичный язык форм последнего, Гиббс, ученик представителя позднего барокко Фонтаны, больше обращается к классицизму Рена.
Эпигоны до середины XVIII в. продолжают строить в манере Хоксмура, Вэнбро и Арчера, хотя в Лондоне установилось неопалладиансгво георгианской эпохи, являющееся делом исключительно аристократии, относящейся к партии вигов.
Вторичному открытию палладианских принципов способствуют:
— ставшие обязательными поездки в Италию молодых дворян
— «Британника Витрувия» Кэмпбелла -лондонское переиздание «Четырех книг об архитектуре» Палладио
— «Чертежи Иниго Джонса» Кента.
Они становятся программой нового движения, которое в XVIII в. остается определяющим для светской архитектуры и лидером которого становится на 30 лет лорд Берлингтон. Вместе с Кентом он строит около дюжины загородных домов, избегая маньеристских эффектов Палладио, что производят впечатление пуританско-поучительных и сухих.
Вилла «Ротонда» Палладио неоднократно имитируется в разных вариантах. Нереализованный проект триумфального моста находит воплощение в миниатюрных сооружениях лорда Пэмброка в парках Уилтон-хаус и Стоу-хаус.
Такого рода ландшафтные парки, окружающие дом, являются изобретением именно этого поколения архитекторов, к которому относятся Флиткрофт, Уэар, Варди, Моррис и Бреттингем. Их искусственные мавританские, китайские, готические и античные руины, храмы и павильоны часто оформленные как театральные кулисы, должны вызывать философские чувства и настроения. Но на фоне классической строгости главного здания кажутся намеренно странными.
Правда, классический декор самого здания ограничивается входом и лестничной клеткой, в комнатах предпочтение отдается рококо и «шинуазри».
Второе поколение архитекторов неопалладианства строит менее пуристические главные фасады.
Вверху и в центре Кедлстон-холл/Дербишир, южный фасад, арх. Роберт Адам. Боковые крылья не были построены. Изогнутая наружная лестница, отдельно стоящие перед тонко члененным центральным ризалитом колонны колоссального ордера, увенчанные скульптурными фигурами. Фронтонные сандрики окон «пиано нобиле». Внутренняя декорация такая же, как у Сайон-хаус
Брентфорд, Сайон-хаус. Елизаветинский прямоугольный дом, интерьер переделан Адамом. Ротонда во внутреннем дворе не сооружена. В ante-room 12 отдельно стоящих мраморных колонн, украшенные пальметтами архитравы с позолоченными скульптурными фигурами
Братья Адам создают «стиль братьев Адам», внутренние декорации которого, навеянные этрусскими, древнегреческими и помпеянскими мотивами, более гармонично сочетаются с фасадом.
Уилтон-хаус/Уилтшир, палладианский мост в ландшафтном парке, арх. Моррис и граф Пемброк, Сооружен в малом масштабе по нереализованному Палладио проекту монументального триумфального моста
Брайтон, Королевский павильон, арх, Нэш. Смесь индийского, исламского и византийского стилей с широким применением чугуна. Гениальный проектировщик городов чувствует себя, как мастер гротескового стиля, одинаково хорошо во всех стилевых эпохах
КЛАССИЦИЗМ И ИСТОРИЗМ
Появление в 1783 г. гравюры Стюарта и Ревет «Афинские древности» усиливает тенденции подражания древнегреческим образцам. Римские же полуциркульные арки, своды и купола считаются признаком деградации древнегреческой архитектуры. Отвергается колоссальный ордер и даже много- этажность.
Наряду с этим во второй половине XVHI в. возрождается гротесковая форма готики, а уже в начале историзма появляется конгломерат стиля и материала на примере Королевского павильона, арх. Нэш.