ФРАНЦУЗСКАЯ КЛАССИКА. СТИЛЬ ЛЮДОВИКА XIII 1610-1643

150

Между началом правления Генриха IV и смертью Людовика XIV Франция создает собственное классицистическое барокко, которое позже перенимается всей Европой. У его истоков стоят архитекторы и сооружения Второго Ренессанса. Непрерывность развития этого стиля обеспечивается представителями нескольких семей, в руках которых в основном и находится французская архитектура: Дюсерсо, Метцо, Мансар, Лево.

Стиль Людовика XIII еще опирается на Италию и нидерландский маньеризм:

— флорентийская рустика; нидерландские картуши с рольверком и орнаментом раковинообразных и удлиненных форм с львиной головой, медальоном с бюстовым портретом, гирляндой из плодов; сандрики полукруглые или с разрывом; фронтоны с бюстовым завершением

— продольно вытянутые здания с павильонами, без внутреннего двора

— каждая часть здания с собственной крышей: ломаной или плавно изогнутой

— изящный венчающий карниз, окна с крестообразным средником, плоские пилястры и оконные профили

— смешанное применение кирпича и тесового камня, штукатурка и горизонтальные швы

СТИЛЬ ЛЮДОВИКА XIV

Ранние сооружения стремятся скорее к архитектонической и декоративной оригинальности, чем к элегантности, которую после строительства Версаля ассоциируют во всей Европе с французской классикой. Замок в парке Воле-Виконт смотрит своим многократно выступающим главным фасадом как бы в сторону Италии, а более спокойный, обращенный к саду, несмотря на тяжеловесный купол и пилястры, говорит о готической плоскостности, отличающей все французское от итальянского.

За основу взята итальянская планировка помещений. Она объединяет на одной оси вестибюль и эллиптический выступающий в сад зал с расположенными в ряд жилыми помещениями и является определяющей для всего французского замкового строительства. Этой системы не придерживаются только крылья здания, к тому же поперечно вытянутый замок лежит на искусственном острове в парке.

Иррациональные остатки этого архитектурного решения устраняются путем сознательного возврата к римской античности и итальянскому Ренессансу в самобытных французских вариациях. Известные теоретики дают критическую оценку рольверку, орнаменту в виде выпуклых раковинообразных форм и картушам и неудобству планов Палладио.

Наряду с этим осуществленный Перро в 1673 г. перевод классического трактата Витрувия и его работа «Классификация пяти видов колонн» устанавливают новые критерии, которые были переработаны для практического применения, среди прочего, в книге Ф. Блонделя «Курс архитектуры», 1675-1683.

В основанных Людовиком академиях в Риме и в 1671 г. в Париже разрабатываются теоретические основы новых стилевых форм и устанавливается их обязательность на всей подвластной территории, что обеспечивает сияние «Короля-солнце» в соседних странах.

Начав в 1668 г. с расширения небольшого отцовского замка в Версале, Людовик XIV преобразует его в монументальное сооружение. Первоначально новый комплекс планировался как место проведения королевских празднеств, однако позже был расширен для размещения 35 тыс. людей и 6000 лошадей. Он является выражением особой формы абсолютизма, когда дворянство находится в непосредственной близости к королю и держится в плену придворного этикета и дворцовых интриг.

Версаль задает программу-максимум строительства французских замков барокко периода расцвета:

— сооружение с 3 крыльями с парадным двором, 4-я сторона закрыта решеткой

— внутренние дворы

— придворная капелла и театр -прямоугольные и полуциркульные окна

— у выдвинутой в сад средней секции и боковых крыльев по 3 ризалита, украшенных ионическими колоннами; отступающие в глубину части здания расчленены ионическими пилястрами; нижний этаж рустованный; постаменты аттика увенчаны вазами и трофеями; закрытая крыша

— крыши парадного двора и королевского крыла — мансардные

— зеркальная галерея на садовой стороне и анфилады

— продолжение архитектуры в парке

Декор стиля Людовика XIV восходит к гравюрам Лепотра. Античное происхождение имеют пластические или рельефные трофеи, щиты, шлем с дубовыми или лавровыми листьями, тяжелые гирлянды и т. д. Украшениями личностного характера являются: солнце в медальоне, монограмма из двух переплетенных букв L, цветок лилии на одной из королевских корон.

Второй период стиля Людовика XIV начинается в 1687 г. с декорации дворца Большой Трианон: более скромные формы, отказ от мифологических мотивов: вместо них используются арабески, «шинуазри».

Чопорная пышность, неестественный церемониал, интриги и нездоровые условия жизни в переполненном Версальском замке, где развлечения — сплошное принуждение, побуждают знать переселяться в начале XVIII в. в городские дворцы. Здесь она начинает вести более естественный образ жизни и быстро превращает придворное барокко в более «домашние» стили: режанс и рококо:

— целесообразность сооружения

— U-образный план, парадный двор закрыт в сторону улицы

— скромный классицистический фасад

— наружная лестница на садовой стороне ведет в зал через вестибюль

— галерея в одном из двух крыльев

— интимные жилые помещения без пилястров, колонн и античного антаблемента; вместо этого утонченный декор. Стена состоит из ряда узких элементов: дверь с орнаментом или картиной вверху, окна, камин с зеркалом, поля стен расписываются идиллическими садовыми, театральными мотивами или мотивами «шинуазри» в пастельных тонах или заполняются гротесками

— высокое каминное зеркало с извилистым, позже круглым завершением и изящной рамой

— возрастающая популярность орнаментики с раковинными мотивами, натуралистического в виде листьев и цветов, а главное — подчеркнутая асимметрия характеризуют переход к рококо

— потолок со штукатурными арабесками из гирлянд и переплетенных лент, в естественных пастельных тонах, или — с 1700 г. — только с центральной розеткой

— позже растворение кромок между стеной и потолком размашистыми поясками, от которых паутиной тянутся ленточный орнамент, рокайли, ангелочки и живописные росписи

— высочайший расцвет рококо в Германии, где даже план здания принимает вид художественного орнамента.

И после смерти «Короля-солнце» французская классика продолжает распространяться по всей Европе. Эта исходящая из Италии и строго контролируемая Академией архитектуры волна в первой половине XVIII в. еще полностью находится под влиянием Мансара, определяя и в период ренесанса и стиля Людовика XVI архитектуру городских особняков-отелей.

Ученики и последователи Мансара меняют городской облик Парижа: Елисейские поля, Фобурж Сен-Жермен; Военная школа и площадь Согласия и провинциальных городов: площадь Оружия в Меце, Королевская площадь в Бордо, Страсбург и наиболее значительно в Нанси.

Сооружение дворца Малый Трианон в Версале, знаменует создание Габриелем канона раннеклассицистических форм стиля Людовика XVI, который зиждется на археологии и английском раннем романтизме:

— элегантность и изысканность снова становятся более строгими, чем в рококо; блокообразные корпуса с балюстрадами, прикрывающими крышу, остаются зависимыми от классики Перро

— сооружения конечной фазы относятся к «революционному стилю» и не оказывают влияния на архитектуру дворцов

— создаются в измененном виде «английские» ландшафтные парки

Внутренняя декорация стиля Людовика XVI

1 -я фаза = стиль Людовика XVI в период правления Людовика XV:

— усовершенствованное возрождение орнамента стиля Людовика XIV, абсолютная симметрия

— прямоугольные поля стен и дверей, обрамленные широкими поясками из ионических и лесбийских киматий или рядами полушариков

-бронзовые розетки в разорванных углах

— поля незаполненные или заполнены строгим лиственным орнаментом: прямые или переплетенные лавровые и оливковые листья с пересекающимися петлями и развевающимися лентами, венцы из листьев

— эллипсовидный медальон; фестоны из плодов или материи, пучки стержней

— стилизованная греческая ваза с крышкой и изогнутыми ручками

— супрапорт, расписанный в стиле Ватто пасторальными и эротическими сценами

— любовные атрибуты: колчан со стрелами, венок из роз, фламбо, стрела

— крестьянские атрибуты: плуг, корзина из ивовых прутьев, плетеный улей

2- я фаза = стиль Людовика XVI в период правления Людовика XVI: те же мотивы, но часто в виде несвязанных, мелкочастных цепочек, состоящих из амфор, лир, натуралистически-перспективно представленных венков из листьев, лент, петелек, отдельных листочков и цветков, например, расположенных параллельно теперь уже более узким обрамляющим пояскам

3- я фаза к концу периода правления:

грациозно стилизованный орнамент из тонких линий в «помпеянском» стиле, ср. стиль директории

СТИЛЬ ДИРЕКТОРИИ 1795-1799

Эта короткая фаза классицизма как переходное явление объединяет грациозность стиля Людовика XVI с застывшими формами ампира. В жилых постройках некоторые украшения в стиле Людовика XVI закрывались на фасадах, которые часто в грубой форме снабжались античными элементами. В дворцовых сооружениях стиль директории проявляется только как декоративный:

— орнаментика с рисованным или плоским рельефом пронизана помпеянской стенной живописью

— ромбические или миндалевидные средние части дверных филенок

— изображения богов, маски, фризы с пальметтами и ангелочками черного или серебристого цвета на голубом фоне или белого по алебастру

— маленькие колонны

— рисованные или лепные чепраки, люнеты и розетки

— большие поверхности окрашиваются в красный цвет с центральным полем зеленого — помпеянские цвета

АМПИР 1804-1830

Архитектура застывает в виде сухой копии античных образцов с некоторыми уступками актуальности: Париж, церковь Мадлен по образцу храма Марса в Риме; триумфальная арка на площади Каррузель по образцу Триумфальной арки Септимия Севера в Риме со статуями, изображающими солдат французской армии. Декорации по помпеянским и египетским прототипам; орнаменты золотом по белому. Лебедь, амфора, павлин, сфинкс, колонны, гермы, кариатиды, Нике, фламбо, лавровый венок, лира, птичка, нарисованная грациозными линиями или рельефно вылепленная — все это кажется холодным и приклеенным.

«Второй ампир» правления Наполеона III обозначает стиль грюндерства во Франции.

БАРОККО В ГЕРМАНИИ И АВСТРИИ

Немецкое барокко характеризуется:

1. Делением на католический юг. где доминирует итальянское барокко, и протестантский север, тяготеющий к французскому классицизму

2. Раздроблением Германской империи на свыше 350 более или менее суверенные территории, в т, ч, католические на севере и протестантские на юге, а также на южногерманских католических властителей среди северогерманских протестантских властителей и наоборот

3. Быстро меняющимися политическими альянсами и художественными вкусами

4. Отдельными проявлениями форм немецкого барокко, например, фридерицианским рококо

Расцвет барокко в Австрии начинается после победы союзного войска над турками в 1683 г. и продолжается до 1730 г. Монументальный проект замка Шёнбрунн Фишера фон Эрлаха реализуется в 1694—1749 гг. в упрощенном виде, хотя по замыслу должен был превзойти Версаль и формально близок ему. Преемник Фишера фон Хильде- брандт наполовину итальянец. В его творчестве заметно влияние Фонтаны и Гварини, а позже и Борромини, Он прославился элегантностью своих сооружений — особенно эллипсовидных и 8-угольных и изящных лестничных клеток. 290

До начала XVIII в. Бавария прибегает к услугам итальянских архитекторов. Находящийся с ПОб г. в изгнании во Франции баварский курфюрст Максимилиан II Эмануэль даже оттуда знакомит Мюнхен с французскими вкусами: Эффнер, учившийся в Париже у Бофрана. становится его придворным архитектором, за которым следует бывший придворный курфюрста Кювийе, которого он послал в 1720-1724 гг. учиться у

Блонделя — крупнейшего представителя французского рококо. Изменение вкусов проявляется у Юовийе в Нимфенбургском парке: замок Баденбург с плавательным бассейном и галереей для зрителей, и прежде всего в его рококо, доведенном до совершенства и намного превосходящем все французское.

При строительстве замков в Рейнской области и Вестфалии во французском вкусе работают французы де Котт, де Пигаж, Кювийе ; немцы Нейман, Шлаун. Даже венецианец Альберти сооружает замок в Бенсберге по образцу Версаля.

Франкония, в которой, как и в Богемии, доминируют архитекторы из семьи Динценхофер, демонстрирует на примере архиепископской резиденции в Вюрцбурге, 327, сложные условия, с которыми пришлось смириться архитекторам фон Велыпу из Майнца, французам де Котгу и Боффрану, «итальянцу» Хильдебрандту из Вены, художнику Тьеполо и скульптору Босси.

В архитектуре прусской провинции Бранденбург царят западные веяния. Ранние замки в Потсдаме пронизаны нидерландским и парижским духом. Однако берлинский городской замок Шлютера — уже в стиле луврского проекта Бернини.

Эклектицизм Фридриха Великого, 1740-1786, проявляется в потсдамском дворце Сан-Суси в образе французского maison deplaisance с кариатидами и атлантами на манер дрезденского Цвингера. Образцами для Нового дворца, 1763-1769, стали палаццо Барберини, замок Хруард- касл и архитектор Палладио.

В саксонском Дрездене строительство церквей становится проблемной задачей. В период правления Августа Сильного сооружаются:

— католическая церковь Хофкирхе в римско- барочном стиле, но под влиянием замковой капеллы в Версале

— протестантская женская церковь

-Цвингер в итальянской и южногерманской манере.

Тем не менее уже современников восхищала однородность отдельных зданий как общего барочного комплекса.

КЛАССИЦИЗМ И ИСТОРИЗМ. ГЕРМАНИЯ

Побудительным мотивом начавшегося в 1704 г. в Швабии строительства огромного замка в Людвигсбурге служит еще замок в Версале. Однако архитекторы Йениш, Негге, с 1714 г. итальянцы Фризони, Л. Ретти, а также скульптор Картоне вносят все новые барочные идеи. И все же некоторые из крупнейших замков приобретают благодаря французскому архитектору Гуэпьеру характер позднего рококо или раннего стиля Людовика XVI: Штутгарт, «Солитюд» и др.

Название в Германии фазы стиля Людовика XVI «стиль косички» является неточным для переходного периода от рококо к классицизму. Это уничижительное название связано, главным образом, с сухой педантичностью орнаментики, т. к «стиль косички» восходит к требованиям Просвещения стремиться к здравому смыслу и естественной простоте. Распространяется он в юго-западной Германии, Австрии и Венгрии. Основные признаки:

-стереометрические основные формы помещений с простым членением

— членение стен пилястрами и лизена- ми вместо столбов и колонн

— картины и лепнина потолка снова четко отделяются от стены

— узкие рельефные фризы; белый цвет

— перекрытие сводчатое или плоское

— античные и маньеристские орнаменты в виде плоских отдельных форм из штукатурного гипса: гирлянда из лавровых листьев, косичка из листьев, чешуйчатый фриз и т. д.

Поместья и жилые здания раннего классицизма берут за основу англо- палладианские прототипы.

Характер классицизма периода Французской революции поясняет Гентц, защищающий свой проект Берлинского монетного двора-. «Думающий архитектор должен создавать образ своего здания, исходя из интерьера и предназначения… он не станет развлекать себя и публику… отдавая предпочтение копии древнеримского или древнегреческого дома, а не прототипу, созданному силой своего воображения».

Такими «прототипами» являются построенные Леду и Булле гладкостенные кубы, шары, цилиндры и пирамиды, на основе которых Билли составляет свои так никогда и не реализованные проекты. И только следующее поколение архитекторов преобразует их терпкую сухость сначала в дорическую строгость Бранденбургских ворот Лангханса, а также в Новую караульню Шинкеля, 1816, и скромный замок Шарлоттенхоф в Потсдаме. Вскоре, однако, появляются более привлекательные сооружения, отдающие предпочтение элегантности ионического ордера.

Дворец фон Кленце Лейхтенберг в Мюнхене появляется в начале неоренессанса, затем следует его же Королевский дворец по образцу палаццо Питта. Архитектура дворца в Шверине, арх Деммлер и Штюлер, придает неоренессансу выразительность, баварские же замки Людвига II — романтические эклектические видения.

Дрезден, Цвингер, арх. Пёлпельман. Место для празднеств и турниров при Августе Сильном. Одноэтажные галереи с аркадами соединяют в ансамбль 4 расположенных по углам зала, оба павильона в высших точках полукруглых ниш и увенчанные короной ворота на продольной ю.-з. стороне. Вместо аркад на с.-в. картинная галерея, заштрихована, арх. Земпер

Вёрлитц, замок, арх. фон Эодсманнсдорф. Сооружение с портиком и фонарем в куполе. Сравнение с Карлтон-хаус говорит о родстве с английским палладианством. Внизу. Потсдам, замок Шарлоттенхоф, арх. К.Ф. Шинкель — в стиле римской виллы в Помпеях

РОССИЯ

В 1703 г. Петр I основывает Санкт-Петербург и открывает Россию Западу также с культурной стороны. Еще провинциальное барокко представляют итальянец швейцарского происхождения Трезини, а также немецкие архитекторы Г. Шедель и Маттарнови.

Вторая фаза при Елизавете II проходит под знаком Растрелли в стиле перезрелого рококо.

Третья, классицистическая фаза накладывает наиболее сильный отпечаток на архитектуру Петербурга. Она начинается со строительства Академии художеств и Мраморного дворца в итальянском стиле, впервые в истории архитектуры применены железные несущие элементы. Затем развитие архитектуры определяют уже русские зодчие, в т. ч. Стасов.

НОРМАННСКАЯ И ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА

В Англии можно встретить:

— ранний тип кольцевого укрепленного замка на насыпном холме кельтско-саксонского происхождения, в основном из дерева, затем из камня. «Кип»

-в эпоху Эдуарда в Уэльсе и Шотландии типы византийско-арабского замка и иррегулярного укрепленного замка, распространенного во всей Европе, но без бергфрида

Тип большого средневекового дома показан на примере Пенсхерст-плейс: господское и хозяйственное крылья примыкают к центральному залу, где все обедают вместе. В позднейших постройках добавляются ворота.  многочисленные здания, дворы и другие сооружения, служащие скорее репрезентативным целям, что в итоге привело к гипертрофированным сооружениям типа Гэмптон-корт-пэлис.

Строительный материал определяется особенностями местного ландшафта:

— грубая каменная кладка или тонкая в местности, богатой известняком

— фахверк без каменного нижнего строения или с ним в богатых древесиной западных графствах

— кирпич в Остенгленде

ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ И ЯКОБИНСКИЙ СТИЛИ

Война Алой и Белой роз укрепила королевскую власть и покончила с феодальной анархией. Мир и распространение огнестрельного оружия делают ненужными укрепленные поместья аристократии. Последние такие замки строит для защиты гаваней Генрих VIH. После Реформации строительство церковных сооружений замирает, вместо них появляются мелкие загородные дома и несколько крупных замков:

— перестройка и расширение средневековых зданий

— новые здания, планы которых основываются на средневековых структурах

— Е-образный план с 1550 г., наряду с этим доминирующей в якобинский период Н-формой

— внутренний двор в крупных замках

— аристократы пробуют себя в качестве архитекторов

— декоративное применение каталогов образцов Серлио, маньеристов Фредемана де Фриза и Диттерлина, а также элементов стиля лакрских замков

— часто простая каменная кладка или деревянный каркас

— жилые помещения на северной стороне, так как южная считается нездоровой

— высокий зал как центральное помещение, потолок выложен деревянными планками или украшен лепными ребрами из гипса

— галерея в качестве главного зала для приемов, а также для фехтования или игры в кегли

— кухня и столовая отделены от главного зала

— большие стеклянные окна с горбыльками; вогнутые оконные ниши

— открытый камин после 1500 г. — явление обычное