В настоящей работе выполнен анализ городов и комплексов застройки с определением средств архитектурной композиции единства и соподчиненности форм, ритма, пропорций, масштабности, подобия, нюанса и контраста, симметрии и асимметрии, равновесия и неравновесности и др. Однако как научные методы исследования художественного строения города, требующие специальных пояснений, приняты идеализация градостроительной композиции и пропорциональный анализ объемов и пространств. Выбор этих методов вызван их большим потенциалом в отношении получения новых результатов, а также слабой изученностью градостроительных объектов, требующей первоочередного исследования наиболее важных аспектов композиции города в целом или ансамбля в целом.
Метод идеализации градостроительной композиции разработан М. ГТ. Кудрявцевым на примере Москвы XVII в. 1275, 277, 278, 281) и заключается в освобождении пространственной структуры города от второстепенных черт и приведении ее к упрощенной, геометризованной схеме. В основе метода — представление о городе как сознательно создававшемся на протяжении веков и содержательном произведении искусства, опора на современное изучаемому явлению восприятие и понимание композиции поселения, исследование функций элементов, подвергаемых геометризации.
Путь идеализации композиции, прочитываемой в картографических и других изображениях города, сводится к трем этапам — удаление второстепенных элементов, усиление геометризации структуры, определение символического образа города. Для современного анализа методически важен второй этап идеализации, несущий сильные формальные черты и понятие о главной идее пространственной организации города. К схематичному виду приводятся материальные элементы композиции (рельеф, русла рек, линии укре
плений, улицы, площади, дифференцированные по функции и пространственному значению основные здания) и ее умозрительные составляющие (оси геометрического построения, визуальные направления и связи и др.) и др.
В настоящей монографии метод идеализации композиции используется для выявления главной идеи пространственной композиции города и закономерностей размещения высотных сооружений. Его применение разделяется на два направления: вышеуказанный второй этап идеализации (Быхов, Лида, Полоцк, Чаусы), а также разработка схем расположения доминант в плане поселения без рассмотрения других его компонентов (Витебск, Гродно, Ошмяны, Пинск и др.). Кроме того, принцип упрощения, идеализации градостроительного объекта как инструмент установления характерных черт используется в классификации планировочных систем городов по конфигурации уличной сети при идентификации того или иного типа планировки. Упрощенный, идеализированный объект в ряде случаев получал название модели объекта.