Сложность категории архитектурного масштаба заключается в том, что представление о степени крупности, значимости объемно-пространственной формы складывается в результате взаимодействия нескольких соразмерностей, действующих словно на разных уровнях:
a) здания и окружающей среды;
b) целой формы и ее частей;
c) здания и человека.
Согласованность масштабных связей этих трех уровней создает гармоничный масштабный строй сооружения. При этом один из типов масштаба — камерный, обыкновенный или значительный — становится, как правило, основным для всего здания.
В пределах установленного масштабного строя возможны многочисленные оттенки масштабной характеристики отдельных частей архитектурного объекта, особенно если это крупное, акцентное сооружение, выполняющее важную градостроительную роль в городской застройке. В таком случае задача архитектора — достигнуть в пределах этого разнообразия непринужденной гармонии, «слить» удачные примеры соразмерности части и целого как отдельные фрагменты в единый масштабный строй.
Великолепным примером сложно-развивающегося масштабного строя может служить храм Василия Блаженного в Москве. Основной масштаб сооружения определяется крупноразмерной системой, образованной центральным храмом и восемью приделами.
С непосредственным окружением собор был связан менее крупным масштабом шатровых завершений крылец, глав углового придела и меньших столпов. Еще одна масштабная градация включает большое количество мелких декоративных деталей: машикули, кокошники, бровки, арочные проемы крылец, ступени наружных лестниц, сочные рельефы ширинок на галереях и т. д.
Эти элементы связаны непосредственно с человеком и соизмеримы с ним. Все три градации масштаба вырастают одна из другой и образуют четкую ритмическую систему масштабного строя. Единство масштабного строя собора определяется также характером строительного материала: храм построен из красного кирпича с выделением белых декоративных деталей.
Сложный, пронизанный взаимосвязями масштабный строй придает храму Василия Блаженного необычайную выразительность и на расстоянии, когда воспринимается его силуэт, и вблизи, когда различается пластика декора.
Понятие масштаба в равной мере относится к созданию как отдельных сооружений, так и целых архитектурных ансамблей, представленных застройкой улицы, площади, жилого или промышленного района, общественного центра города, наконец, города в целом.
Масштабный строй в градостроительстве обуславливается теми же положениями, что и в отдельном сооружении. Гармоничное соотношение разновеликих частей по отношению к целому, а также масштабное многообразие фрагментов застройки разных исторических периодов является отражением организации жизненных процессов.
Естественно, градации масштабной шкалы применительно к градостроительству увеличиваются. В основе их выбора — взаимодействие элементов ансамбля друг с другом и по отношению к целому, рельефу местности, соседним городским комплексам. Нити масштабных связей пронизывают все элементы городской структуры, начиная от отдельного здания и кончая городом в целом.
Между архитектурным масштабом и характером расположения здания в городской или природной среде устанавливаются следующие закономерные связи:
a) на формирование масштабного строя здания оказывает влияние масштаб архитектурной среды;
b) здания, играющие ведущую роль в архитектурном ансамбле, имеют более крупный масштаб, чем второстепенные компоненты ансамбля;
c) сооружение, расположенное в открытом, широко обозреваемом пространстве, должно получить особо крупные, монументальные формы в сравнении с сооружением, размещенным среди плотной застройки.
Рост городов, усложнение их функциональной структуры, укрупнение первичной единицы застройки, появление сложных транспортных сооружений — все это неизбежно приводит к укрупнению их масштаба. Однако вторжение гигантских объектов в историческую часть города разрушает масштабные связи сложившейся застройки.
Поэтому правила и нормы, регламентирующие новое строительство в старинных городах, обязывают застройщиков подчиняться сложившимся масштабным закономерностям городской среды.
Разнообразные условия, при которых возникают отношения визуальных свойств архитектурных элементов, определили существование нескольких, условно выделяемых видов композиции — фронтальной, объемной и пространственной. Все три вида композиции имеют общие черты и различия.
Присутствие единых черт обусловлено действием общих закономерностей построения композиции. Различаются же виды композиции, в первую очередь, по соотношению первичных свойств составляющих элементов, в том числе по признаку пространственного расположения форм, а также в зависимости от условий восприятия их зрителем.
Деление композиций на три вида условно, потому что любой архитектурный объект или сам обладает признаками всех указанных видов или как составной элемент входит в композиции различного вида. Однако в каждом конкретном случае все же доминирует признак того или иного определенного вида композиции.
Кроме того, следует различать, что композиция определенного вида, с одной стороны, строится, т. е. формируется, создается в соответствии с ее специфическими методическими требованиями за счет взаимодействия нескольких элементов.
С другой стороны, как правило, одновременно она же выявляется, т. е активизируется, подчеркивается ее принадлежность к определенному виду за счет выразительного соподчинения между ее членениями, наделенными характерными стилеобразующими особенностями, придавая композиции дополнительную пластичность.