Роль архитектурных членений в формировании впечатлений

Следует уточнить значение таких употребляемых терминов, как «соизмеримость» и «соразмерность», «масштаб» и «масштабность».

Соизмеримость — процесс сопоставления созданной архитектурной формы с человеком. Соразмерность — это положительное качество, выявленное в ходе сопоставления.

Понятия масштаба и масштабности находятся в таком же соотношении, как, например, понятия пропорции и пропорциональности: элементы здания могут иметь определенные пропорции, но весь объект при этом может не иметь выверенных пропорциональных отношений между его подразделениями как художественно осмысленной системы.

Подобно этому здание всегда будет иметь какой-либо масштаб, но не всегда будет масштабным, т. е. соразмерным, по отношению к человеку.

Масштабность — это наличие масштаба, соразмерного человеку, это подходящая для архитектурной формы «мера», приданная ей человеком. Термин «масштаб» еще не характеризует качество объекта, тогда как «масштабность» обозначает определенное и притом положительное качество конкретного сооружения, приобретенное благодаря успешному применению соответствующих соотношений архитектурных элементов. Масштабность — понятие подвижное, исторически изменяющееся, связанное с реальными потребностями и возможностями человека.

Использование в архитектурной композиции какого-либо элемента, который служит видимой измерительной единицей, легко инстинктивно оцениваемой человеком, является действенным средством выявления масштаба здания, так называемым указателем масштаба.

Это происходит из-за того, что в процессе восприятия важную роль играют пропорциональные соотношения, возникшие в прошлом опыте. Наиболее отчетливыми указателями являются: размеры и шаг оконных и дверных проемов; высота этажа или ступени; размеры мансардного окна или вентиляционной трубы и т. п.

Высота дерева или кустарника, размер элементов стаффажа или, наконец, фигуры человека — все они также наглядно выявляют масштаб архитектурного объекта. Масштаб незнакомой архитектурной формы распознается по аналогии с уже привычной формой, но изменение этих относительно постоянных факторов будет искажать масштаб сооружения.

Диапазон масштабной выразительности очень велик. Различают три основных типа масштаба в пределах масштабности архитектурной формы:

  1. крупный, или «героический»;
  2. естественный, или обыкновенный;
  3. камерный, или интимный.

Кроме того существует множество промежуточных градаций масштабной выразительности. Каждому из типов масштаба соответствует специфическая для него моделировка архитектурной формы.

Сильно преувеличенный или очень измельченный масштаб, т. е. масштаб, не соразмерный человеку, является искажением в архитектурной композиции, тогда как масштабность в трех ее основных (названных выше) видах — естественное качество сооружения. Выявление верного масштаба проектируемого объекта важно потому, что масштабное здание, как правило, удобно, целесообразно, красиво.

Масштаб сооружения обуславливается несколькими обстоятельствами:

a) назначением и идейным содержанием, вкладываемым в художественный образ проектируемого здания;

b)      строительными конструкциями, в которых оно должно быть выполнено;

c)      привычными представлениями человека о конструктивных и пластических свойствах строительных материалов (камня, дерева, железобетона и др.);

d)      сложившимися предпочтениями о целесообразных пропорциях целого и частей сооружений конкретного типа.

Показательным примером здания крупного, даже «героического» масштаба, является павильон СССР на Всемирной выставке 1937 г. в Париже. Архитектурное решение в данном случае было предопределено огромным идейно-художественным значением сооружения, а способ формирования крупного масштаба здания прочитывается достаточно ясно. Объект получил практически только три очень крупных членения здания динамичными широкими карнизами, а также лаконичными подразделениями постамента для монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница».

Если здание в целом, его отдельные части и детали имеют величину и форму, обусловленные теми процессами человеческой деятельности, для которых они предназначены, то можно быть уверенным в соответствии полученного масштаба типу здания.

В этой связи формирование нормального масштаба не требует создания сложных ритмических и пропорциональных взаимосвязей в композиции сооружения. На рисунке 82 изображен проект малого выставочного павильона, расположенного в парке, т. е. пример небольшого общественного здания, не претендующего ни на значительность идейно-художественного содержания, ни на доминирующее место в застройке, и это, безусловно, нашло отражение во внешнем облике.

Каких-либо специальных усилий на укрупнение масштаба не сделано, разве что не допущено включения мелких и разрозненных оконных проемов. Собранное в единый блок остекление вестибюля разделено, однако, рисунком переплетов на фрагменты различной величины, чтобы получить таким образом характерные указатели масштаба.