Значение кубической Каабы не исчерпывается средневековой архитектурой, современное зодчество мечети продолжает испытывать очевидное воздействие сакральной формы. Не будет преувеличением замечание о том, что Кааба оставляет следы своей сакральной формы во многих современных мечетях.
Кааба генеративна. Со временем мы увидим, как изменяется иконография мечети, как след Каабы утверждается только там, где торжествуют испытанные временем архитектурные правила. А о генеративности архитектуры мечети мы поговорим позднее, в последней главе.
Ниже будут приведены несколько примеров из истории встречи храмовых традиций с пространством внесакральным, так сказать, светским. За любой, и особенно архитектурной, формой почти всегда таится формо-смысловая изначальность, которая с отчетливостью отсылает к магическим, мистическим и теологическим представлениям о Храме. В ряде традиций, например, между творением и Творцом находится Совершенный Человек, одним из имен которого является Храм1.
Рассуждения о негативности и позитивности пространства храмов весьма условны, поскольку переход место-храма к другой религии и другому храму не в состоянии до конца уничтожить позитивную память о прошлом храме. В этом случае негативность является сугубо умозрительной характеристикой, ибо храм, как теперь мы знаем, остается генеративным проектом вне зависимости от стечения исторических обстоятельств.
При этом, однако, храмовая генеративность может принять вовсе не теологичные формы и смыслы, она способна перейти в сферу, например, поэзии, пространственных форм современной внесакральной архитектуры.
Именно мечеть становится в послевоенные годы объектом пристального внимания современной западной архитектуры, ее практиков и теоретиков. Как мы увидим, лучшие представители европейской и американской архитектуры принимали и продолжают принимать участие в разработке нового образа мечети. Дело закончилось тем, что Саудовская Аравия решила перестроить два священных города мусульман силами тех архитекторов, все они называют себя представителями постмодернистской архитектуры.
Отстраивается новый облик священных городов Ислама, мало того, расстояние между ними также подвергается тщательной технической и архитектурной проработке. Если в Мекке работают Заха Хадид, Норман Фостер и Нельсон Аткинс, то станцию на пути между Меккой и Мединой строит один из лучших архитекторов и теоретиков архитектуры Рем Кулхаас.