Объемная композиция

Положение формы по отношению к зрителю. Ясность восприятия объемности одной и той же формы зависит от положения зрителя и определяется следующими условиями:

1) поворотом формы в плане относительно главной точки зрения. Стадии изменения объемности куба показаны на рисунке 113: объемность не воспринимается (а, д)\ объемность воспринимается, но отсутствует соподчиненность граней (о); наблюдаются и соподчиненность граней и максимальная выразительность объемности (в): объемность воспринимается, но соподчинение граней невыразительно (г). Среди вариантов восприятия параллелепипеда наибольшая объемность будет достигнута при таком повороте, когда большая его сторона будет доминировать в видовой картине (см. рис. 114, в). Поворот в плане форм, ограниченных поверхностями постоянной кривизны (цилиндра, конуса), естественно, нисколько не изменяет их объемности;

2)      высотой горизонта. Если линия горизонта проходит посредине высоты формы, то перспективное сокращение верхней и нижней ее границ оказывается одинаковым, и ощущается не выразительность верха и низа объема. В результате смещения линии горизонта в любом направлении создается соподчиненность верха и низа формы, чем обуславливается большая степень выявления ее объемности.

Выразительность объемности объекта существенно возрастает, если становятся видимыми дополнительные грани формы в результате изменения положения горизонта, членения с изъятием части массы или введения дополнительных граней формы;

3)      расстоянием формы от зрителя. При очень близком расположении зрителя к форме возникают настолько сильные ракурсы, что объем зрительно деформируется. Наиболее четко объемность воспринимается при размещении зрителя в условиях нормального угла зрения на объект — около 30° по отношению к наибольшим измерениям формы. По мере дальнейшего удаления объекта верхние и нижние границы формы приближаются к параллельным линиям и объемность выражается слабее. Точно так же от высоты горизонта и расстояния до зрителя зависит объемность формы, ограниченной криволинейными поверхностями (за исключением шара).

Условия освещения. Если две соседние грани объемной формы освещены одинаково, то образованный ими угол визуально не воспринимается и объект приобретает характер единой плоскости. Умеренная освещенность одной грани рядом с другой затененной плоскостью ясно выявляет угол формы, и ее объемность хорошо «читается». Форма, ограниченная криволинейной поверхностью (ствол колонны и т. п.), при любом направлении лучей падающего, отраженного и рассеянного света хорошо выявляется светотенью.