Исследование проводится по хронологическому и дедуктивному принципам. В главе 2 анализируется эволюция пространственной организации городских поселений во второй половине XVI первой половине XVIII в., а в главах 3, 4 их реконструкция и основные комплексы застройки во второй половине XVIII — первой половине XIX в. Главы 2 и 3 посвящены пространственной организации городов в целом, глава 4 и таблица 3 — отдельных комплексов. В главе 2 сперва рассматриваются города с древнейшими по происхождению нерегулярными планировочными структурами, затем — с более поздними регулярными средневековыми и ренессансными.
Градостроительство барокко получило сравнительно ограниченное распространение на белорусских землях в отличие от классицистического градостроения. Особенности крупномасштабных мероприятий по перепланировке городов в эпоху классицизма значительно больше, чем процессы средневекового градостроительства, обусловились регионами, в которых они реализовывались. Поэтому в главе 3 используется географический принцин рассмотрения материала по губерниям.
Кроме того, в главах 2 и 3 принят следующий принцип изложения. Во вступительных частях приводится общая характеристика рассматриваемого исторического этапа развития градостроительной культуры, типология и другие основные положения. Затем выполняется анализ городов, объединенных в группы по тому или иному признаку. Рассмотрение поселений по отдельности дает возможность углубленного, фактологически насыщенного анализа разных градостроительных составляющих в их естественной взаимосвязи и целостности. В большинстве города рассматриваются в следующем порядке: система планировки и ее специфика в рамках данного типа; функциональное зонирование (в наиболее примечательных случаях); схема размещения высотных доминант; структура и композиционные особенности общественного центра. В зависи- мехгги от историко-градостроительной содержательности того или иного из перечисленных аспектов ему уделяется больше или меньше внимания. Анализ групп городов завершается обобщениями выявленными свойствами, которые приведены в виде заключения каждой главы.
В городах Беларуси второй половины XVI первой половины XIX в. площади имели уникальное значение как произведения искусства, представляя собой, за исключением немногочисленных примеров других комплексов, единственные архитектурные ансамбли. Среди улиц и кварталов массовой застройки ансамблей не наблюдалось, хотя эти компоненты городской среды также обладали художественной организацией пространства. Например, в отличие от улиц качество площадей концентрация в узких пространственных рамках средств художественной выразительности, демонстрируемых часто большим числом сооружений. «Компактность» визуальных связей являлась одним из свойств целостной, ансамблевой композиции наряду с иерархичностью элементов, их необходимым многообразием и сложностью композиционных отношений. Общественное значение ансамблей площадей воз растало благодаря их наличию во многих городах.
Для их структуры свойственны значительные размеры торгово-культового форума сравнительно со всем поселением, представлявшим собой экстснсивно застроенные усадьбами кварталы с большой долей сельхозугодий. Комплекс застройки главной площади был не только общественным центром города и прилегающей округи, но в сознании городских и сельских жителей территориально, функционально, идеологически и эстетически мог вообще отождествляться с городом, будучи единственным носителем признаков урбанизации.