Площадь перед западным, главным, входом трактована как второстепенная и не конкурирует с площадью, открытой на магистраль. Но этой второстепенной площади придан парадный характер путем обрамления ее полукружия ажурной, тончайшей по рисунку чугунной решеткой. В 1810 г. Воронихин составил проект достройки второй колоннады с южной стороны собора, аналогичной северной. Проект не был осуществлен главным образом по экономическим соображениям.
Градостроительный прием Воронихина в Казанском соборе предварил новый этап развития застройки Петербурга. Хотя градостроительная задача решалась все еще посредством постройки одного здания, это здание, как несколько позже Биржа и Адмиралтейство, сыграло крупную роль в сложении ансамбля города.
Большого внимания заслуживает интерьер собора, в отделке которого применены скульптура, лепная орнаментика, бронза, мраморные и мозаичные полы. Огромное светлое подкупольное пространство в сочетании с протяженными колоннадами нефов, впечатляет богатством перспективных картин, как бы связывая интерьер здания и наружные колоннады в единое композиционное целое. Купол состоит из трех оболочек: наружной, образующей его конструкцию, и двух видимых в интерьере. В нижней сделано, как в Голицинской больнице Казакова и в Пантеоне Суффло, широкое круглое отверстие для света. Над отверстием на поверхности второго купола выполнена роспись, освещенная люнетами в основании купола, что создает впечатление свободного парения купола и зрительно расширяет пределы подкупольного пространства.
В конструктивном отношении Казанский собор представляет исключительный интерес, как один из первых в истории строительства примеров металлической конструкции решетчатого купола большого пролета. Конструкция перекрытия проездов плоскими перемычками пролетом 7,8 ж, как и перекрытие купола, своей смелостью вызвала сомнение в прочности у членов комиссии по постройке, в том числе такого опытного зодчего, как Старов, и была проверена на модели в одну треть натуральной величины.
Одновременно с Казанским собором развертывается большое строительство в центре города и по набережной Невы. Значительное сооружение этого времени— здание Горного института, построенное также Воронихиным в 1806—1811 гг., на набережной Васильевского острова. Зодчий мастерски объединил ряд отдельных расположенных уступами домов в одно большое, удобное для института здание, занявшее ответственное место в новой застройке Петербурга. Горный институт, расположенный близ устья Невы, отмечал въезд в столицу со стороны моря. Учитывая это и вместе с тем далекую обозримость сооружения, зодчий объединил всю композицию грандиозным 12-колонным портиком греко-дорического ордера, размещенным в центральной части здания на фоне большого массива рустованной стены. Эта композиция, рассчитанная на восприятие с противоположного берега реки, вместе с тем организует целый район города. Величественный портик утяжеленных пропорций, с массивными, сильно расширяющимися книзу каннелированными колоннами, с невысокими, как бы сдавленными тяжестью антаблемента капителями и огромным фронтоном дополнен многофигурным фризом на стене по сторонам портика и двумя монументальными скульптурными группами, поставленными по краям широкой гранитной лестницы.
Воронихин был также замечательным мастером малых форм и садово-паркового строительства, что проявилось в Большом каскаде в Петергофе и фонтане на Пулковой горе.
Биржа Тома де Томона свидетельствует о дальнейшем развитии стиля архитектуры классицизма.
Жан Тома де Томон, уроженец Швейцарии, в 1799 г. приехал в Россию по приглашению князя Голицына сначала в Смоленскую губернию и вскоре в Петербург. В 1800 г получил звание академика и был назначен придворным архитектором. Первые архитектурные работы Томона в Петербурге, в частности конкурсный проект Казанского собора в 1799 г., обнаружили в нем блестящего рисовальщика, но недостаточно опытного зодчего. Первый вариант проекта биржи, разработанный Томо- ном, был компиляцией из ряда проектов на большую премию Французской академии искусств. Составление проекта длилось четыре года. В состав экспертов от Академии художеств вошли Захаров и Воронихин, замечания которых во многом способствовали улучшению проекта. На примере строительства Биржи можно проследить влияние русской классической архитектурной школы на развитие творчества Томона. Томон в Петербурге перестроил Большой театр, построил дом Лаваля, амбары Сального буяна, парковый павильон «Мавзолей» в Павловске. В провинции к сооружениям Томона относятся театр и госпиталь в Одессе, колонна «Слава» в Полтаве и др.
Здание Биржи, строительство которого начал Кваренги, не удовлетворяло по целому ряду причин новым требованиям, предъявляемым к сооружениям центрального ансамбля Петербурга, и архитектурно-композиционная задача, связанная с сооружением Биржи, теперь стояла по иному. Если Кваренги обращал фасад Биржи к Зимнему дворцу, трактуя ее как здание, подчиненное главному сооружению сравнительно небольшого центрального района, то теперь здание Биржи должно было архитектурно закрепить ось реки и стать, по существу, градостроительно-организующим началом этой части города.