Петербургский особняк И. И. Шувалова был построен в середине XVIII в.
Справа и слева полого уходили на второй этаж дубовые лестницы. Вызолоченные статуи на тумбах перил и в нишах стен, казалось, приветствовали гостей. Услужливые лакеи распахивали зеркальные двери. Открывалась бесконечная анфилада, полная золотого сияния и ощутимого движения. Гости ступали на узорчатый цветной паркет.
Большой тронный зал — центральное помещение дворца.
Главная Большая галерея дворца или главный зал — 47 м длиной, 17 м шириной, 7 м высотой и 800 м2 площади — и ни единой опоры для крыши. Степень декоративной насыщенности его была очень высока.
Стены приобретали нематериальные тончайшие поверхности.
Через два яруса окон широким потоком лился свет. С востока и запада располагались по двенадцать стеклянных дверей и двенадцать окон над ними. В торцах зала над дверьми по три фальшивых окна с зеркалами вместо стекол и зеркала в простенках. Главный зал насчитывал сорок четыре окна, которые прорезали продольные стены в два яруса. Парк и небо как бы входили внутрь зала.
На высоком потолке попарно разместились амуры с атрибутами искусства — палитрами и лирами и дева с эмблемами правосудия и верности. На плафоне парила в небе прекрасная женщина с чертами Елизаветы в окружении крылатых гениев науки и искусства. Над дверьми — резные богини с картушами с вензелем императрицы. Позолота фигур перекликалась с сочными тонами живописи плафонов, тусклым блеском штофных обоев, свечением зеркал.
Пол был сделан из наборного паркета. Тогда применяли щитовой дубовый паркет (2, 6 м2) с несложным орнаментом в виде звезд, зигзагов, ромбов. Использовались разные породы дерева. Печи делали кафельные с расписными плитками.
Янтарная комната поражала таинственным золотисто-коричневым сиянием. В ней были спаренные пилястры — лопатки, поверхность которых была облицована зеркалами и дополнена жирандолями. Янтарные мозаичные панно заполняли пространство между пилястрами. Выше над рамами — овальные янтарные медальоны с орнаментальными обрамлениями.
Большие панно были сделаны из тысячи пластинок полированной окаменевшей смолы. Рокайльные рамы из янтаря обрамляли рельефные изображения античных богинь, зеркала и флорентийские мозаики и дополняли столики, витрины с разными янтарными статуэтками, шкатулками, шахматами, мундштуками и печатками.
Таким образом, во дворцах царей и вельмож в оформлении появились пышность декорировки, золоченая резьба, большие полуциркульные оконные проемы с тремя пилястрами, золоченые карнизы и детали, панели и штофные обои. Интерьеры стали более роскошными. Помимо оформления стен и плафонов архитектурно-пластическими средствами, умножалось внутреннее декоративное убранство.
Однако сами дворцы оставались крайне неудобными. Дворцовые сооружения в холодные зимы не протапливали. Часть их просто запирали. Мебель перевозили из одной резиденции в другую: ее не хватало.
За внешней роскошью во дворцах скрывались грязь, теснота и беспорядок. Размах роскоши того времени поражал иностранцев, но во всем этом недоставало лоска и утонченности. То же самое происходило и в помещичьих домах.