Стиль Людовика XVI, хотя и упрощает рококо, представляет собой все же очень раннюю форму классицизма и оказывает воздействие — при английском влиянии — преимущественно на внутреннюю декорацию.
«Археологический» классицизм середины XVIII в. — течение, направленное против преромантизма и придворного рококо. Духовные корни его в рационализме Просвещения.
Французская революция 1789 г. видит в древнеримских добродетелях граждан путь исцеления от «ancien regime» и объявляет римскую античность образцом для подражания, В результате «археологический» классицизм превращается в «революционный» или «романтический» классицизм. Леду уже в 70-80 гг. проектирует здания в духе постулата «Larchitecture doit se regfeerer par la geometrie», выдвинутого Национальным конвентом в 1793 г.; городские монументальные здания и идеальные городские планировки. Булле применяет в своих порой утопических, пронизанных манией величия проектах куб, шар, цилиндр и пирамиду.
Харлем, роскошный жилой дом, салон. Штукатурная полоска пальметт и каннелирован- ные ионические пилястры, помпеянские эротические группы на черном фоне в люнетах сопрапорт, строгое членение панелей дверей и мебель в стиле ампир создают изысканную смесь нидерландского, английского и французского стилей
Базель, «Христово добро». Сдержанная компоновка поверхностей, пилястры, фриз, украшенный гирляндами, камин с часами и зеркалом свидетельствуют о вкусе французского ампира. Чугунные рельефы с фигурами в сопрапортах уже заводского изготовления и широко распространены
Париж, Рю-де-Колонн, арх. Б. Пойе. Революция 1789 г. смогла ликвидировать «старый режим», но не его поворот к античности, гражданские добродетели которой стали идеалом революционной буржуазии. Не сдерживаемое государственными институтами административное управление может диктовать строительные планы, в которых греко-ионические колонны и угловые столбы смешиваются с египетским декором. Фасады — сухие, без украшений. Пониженные аркадные коридоры позже снова возрождаются в наполеоновских улицах
Карлсруэ, рыночная площадь, арх. Вайнбреннер. Кем являются Шинкель для Берлина и Кленце для Мюнхена, тем и Вайнбреннер для баденского региона. Евангелическая городская церковь, зал с эмпорами с плоским перекрытием, перед ним портик с коринфскими колоннами, по обе стороны дворы со светскими пристройками. Ратуша, также сгруппированное вокруг 2 внутренних дворов сооружение, центральный ризалит и башня которого контрастируют с портиком и башней, расположенной напротив евангелистской церкви. На переднем плане. Пирамида над гробницей маркграфа Карла-Вильгельма, ставшая символом города
Эти веяния мало затрагивают частное жилищное строительство. По всей Европе распространяется менее сухой, но более комфортабельный эклектизм. Там, где новый стиль вводился во Франции административным путем, он превращался в неконтролируемый эклектицизм «революционной архитектуры». Появляются и более чистые классицистические решения — в общественных сооружениях и крупномасштабных городских проектах.
Абсолютистские притязания Наполеона на власть делают классицизм официальным государственным искусством, а в Италии, незавершен; Неаполь, Театр оперы, 1809). Папа Пий VII повелевает завершить строительство пьяцца дель Пополо и BraccioNuovo в Ватикане. В Падуе сооружается знаменитое «Кафе Педроччи».
Представителями прусского классицизма являются Лангханс, Гилли, Гентц, Шинкель, 1781-1841.