Сохранившиеся каменные дома и жилые башни верхней прослойки горожан не дают представление о картине средневекового города, где до XV в. преобладали дома-хижины.
ИТАЛИЯ
Венецианский «касоне» — потомок примитивных италийских домов из центрального портика и 2 боковых помещений, крытых соломой и без камина.
После каждого пожара потолочные перекрытия и лестницы каменных домов строились заново, поэтому нет сведений о внутреннем членении построек.
Типы каменных домов XTV-XV вв.:
— дом-башня
— укрепленный дом с лоджией в мансардном этаже, полуциркульными или стрельчатыми окнами, часто с рустованными каменными стенами
-дом с эркерами под балками или контрфорсными стенами -дома-магазины: внизу магазин/мастерская/таверна, в задней части склад; вверху жилые помещения
— то же, но с двором или коридором
Базилика и курия в виде ротонды лежат на одной оси, а боковые залы и магазины образуют рамку.
Форум Романум вокруг площади между холмами Капитолий, Квиринал и Палатин возникают административные и судебные здания, рынки и храмы.
Императорские форумы : с 51 г. до н. э. до нач. II в. н. э. — группа самостоятельных, обособленных форумов с собственной осью симметрии и доминантой. Совершенство и объединение архитектурных идей достигается в форуме Траяна.
ФРАНЦИЯ
В процессе возникновения в XII в. многочисленных городов претерпевает изменения и французский городской дом. Он прост и экономически выгодный. Сохранились деревянные XV в. и каменные дома XII в. Их внутреннее строение остается практически неизменным вплоть до XVI В:
-узкий фасад с фронтоном или со свесом крыши
— соломенная или черепичная кровля
— от 1 до 4 этажей, часто есть погреб
— пространство за входом в дом используется в примитивных домах для разнообразных целей: жилое помещение, столовая, помещение для приема гостей, кухня, а также мастерская или магазин. Вспомогательные помещения располагаются по бокам или одно за другим, в результате чего в каждое следующее можно попасть только из предыдущего. Последнее «помещение без выхода»
— часто боковая лестница или коридор, который проходит в виде открытой одно- или двухярусной галереи вдоль двора или другого помещения и ведет к задней части здания
— после Столетней войны появляются более комфортабельные дома, более роскошно спланированные, часто украшенные видоизмененными забытыми элементами культового декора
ГЕРМАНИЯ
Дом состоятельного горожанина обычно многоэтажный. Нижний этаж выполнен в виде зала, часто со средними опорами. Жилые помещения — за этим залом или на верхних этажах:
— сильно расчлененные сооружения, прежде всего в таких богатых городах, как Кельн
— жилые и родовые башни городского дворянства по итальянским образцам. Из репрезентативного нижнего этажа часто нет доступа на верхние; туда можно попасть только по убирающимся лестницам
— к концу Средневековья арендные дома для служащих, врачей, нотариусов
— городские дома рядовой застройки скромные, небольшие, похожие на хижины. Многообразие решений горизонтальной проекции имеет, однако, тенденцию к одному общему типу, который можно встретить по всей Европе — от Швейцарии через французские города в северной Германии до Тюрингии и Силезии
— появившаяся с 1200 г. небольшая, окруженная мощными каменными стенами часть дома, пристраиваемая к фахверковому зданию и предназначенная для защиты людей и имущества при пожарах, называется по-разному-. каменный дом, каменный чулан, башня или пожарный зал
— в северогерманском полусельском городе: по центру дома проходит прихожая, по обе стороны жилые комнаты и помещения для скота
— в позднеготический период промежуточный этаж фламандско-нидерландского типа
— фасад зависит от местности: ступенчатый или ровный; кирпичный с членением столбов ; декоративное членение и грубый ступенчатый фронтон, фахверк или полуфахверк с выносами; пергола
АНГЛИЯ
В обычном саксонском доме 1 большое помещение для людей и скота.
Примитивная форма: половины расщепленного по длине и изогнутого бревна соединяются в виде полукруглой арки, связываются вверху поперечной балкой, а промежутки заполняются деревянными стержнями и глиной.
Развитая форма: крыша опирается на каменные стены, а не на «краксы».
Поместье ранней готики — прямоугольный зал на основе саксонского дома. В одном конце возвышение для семьи владельца поместья, а на другом деревянная ветрозащитная стена перед хозяйственными помещениями и входной дверью. Иногда жилые комнаты владельца располагаются на верхнем этаже.
XIV и XV в.
— зал высотой 2 этажа
— вспомогательные помещения привели к Н-образному плану дома
— поперечные крыши над флигелями и главная крыша завершаются стрельчатыми фронтонами
— фахверк на каменном основании
Городские дома:
— во времена Средневековья — многоэтажные, деревянные
— магазин на уровне улицы, верхние этажи часто с выступами
— окна с горбыльками, средниками и с поперечными связями характерны для стиля Тюдор.
БЕЛЬГИЯ, НИДЕРЛАНДЫ
— Романский каменный дом с четким горизонтальным членением карнизов на верхнем и нижнем краях окон. Ступенчатый фронтон
— во Фландрии в XIV в., а в Северных Нидерландах с 1450 г. расширение торговли приводит к строительству комфортабельного жилья. Черепичная кровля становится нормой
— однако до XV в. внутреннее членение одноэтажного, вытянутого здания отсутствует
— в XV в. уже несколько этажей, передняя часть которых отделена деревянной стеной от заднего помещения и имеет винтовую лестницу
— позже появляется промежуточный этаж в задней части, который со временем расширяется на магазин
-узкий фасад со ступенчатым фронтоном, с зубцами по свесу крыши
— красный кирпич с известняком
— в основном вертикальное членение, однако для ренессансных строений характерен мехеленский тип с горизонтальным членением фасада карнизами
— стержневые окна с поперечными связями, часто как навесы
— декор перенят у культовых сооружений; внутренняя отделка из дуба
ГОРОДСКИЕ ВОРОТА
Схема античных городских ворот с 2 боковыми башнями и проемами сохраняется в романских странах и в Северной Европе в течение долгого времени. Однако чаще встречаются ворота с одной башней. Иногда перед главными городскими воротами сооружаются передние с 2 фланкирующими башнями. После изобретения огнестрельного оружия перед городскими воротами возводится бастион или кольцевой барбиган с бойницами для защиты самих ворот. Отдельные формы и декор заимствуют элементы церковных зданий.
РАТУША
После распада античного строя органы самоуправления в городах еще отсутствуют. Они появляются снова лишь с расцветом городов для упорядочения торговли и организации рынков, а также для управления альмендой, судопроизводства, градостроительства, общественного вспомоществования:
— первые упоминания о рыночных павильонных сооружениях появляются в Германии в XII в., а в Италии и Франции еще раньше. Сначала они отделены от административных зданий и встречаются чаще последних; собрания граждан зависимых городов проводятся во дворе атастителя или в монастырских помещениях. В Зосте ратуша была еще до 1120 г.
— вскоре рыночный павильон и зал для собрания граждан объединяются в одно здание. Нижний этаж используется в качестве рынка, а верхний для собрания горожан
— в ранней форме нет канцелярских помещений
— в Италии долго сохраняется открытый рыночный зал на нижнем этаже, но позже он переносится во внутренний двор или крытую галерею
— открытая форма зала встречается и на севере Европы, также и в качестве судебного зала ; но предпочтение отдается закрытым помещениям, магазины которых располагаются своей открытой частью в сторону защищающей от непогоды крытой галереи
— зависимыми городами с ограниченным самоуправлением управляет чиновник в здании с судебным залом, но без зала для собраний горожан
— финансовые отношения вместо натурального хозяйства, надзор за промыслами и транспортом, налоговая система и военное дело увеличивают потребность в помещениях для канцелярских работ путем использования для этих целей соседних домов, пристроек или новостроек.
В Нюрнберге в 1330 г. все здание ратуши было передано для торговли сукном и возведена новая ратуша, где располагаются, среди прочего, на верхнем этаже Большой зал, зал заседаний городского совета, налоговая служба; на нижнем — пыточная камера, тюрьма, кухня, кузница, купальня; снаружи двор с каменной лестницей.
В качестве представительского здания ратуша и сегодня олицетворяет своими размерами и архитектурным оформлением гражданскую гордость и богатство горожан. Она не имеет собственного стиля, а лишь акцентирует элемент формы местного или ландшафтного стиля градостроительства. Если ратуша не фахверковая, на нее переносится декор культовых зданий.
В северной Италии и в Нидерландах башни ратуши часто соперничают с церковными башнями. Германия отдает предпочтение ратушам без башни. Часто ратуша стоит на площади как отдельное здание и изредка включается в уличный ансамбль домов.
ЗДАНИЯ ГИЛЬДИЙ И ЦЕХОВ
Сооружения ремесленного цеха или корпорации. Часто похожи размерами и декором на ратуши, символизируя дух соперничества с патрициями за места в городском совете.
В комплекс входят: канцелярия со шкафом для цеховых грамот, зал для собраний, пивной зал и административные помещения. Кроме крупных, существуют более скромные здания для местных потребностей.
ТОРГОВЫЙ ДОМ, РЫНОК
Крупные торговые города решают проблему ограниченности рыночного зала в старой ратуше путем:
— увеличения ее размеров
— строительства новой ратуши и передачи старой для торговли
— сохранения ратуши в качестве чисто административного здания и строительства новых торговых домов. Часто такие сооружения имеют большие внутренние помещения:
Валенсия, «Лонха делла седа»; Констанц, «соборное здание»
УНИВЕРСИТЕТ
Университеты возникли на основе монастырских школ, в которых обучали Семи свободным искусствам : в XI в. университеты появляются в Италии, в XII в. во Франции, с XIII в, в Англии, в XIV в. в Германии, а крупные английские коллежи в Оксфорде и Кембридже — в период правления Тюдоров ок. 1500 г. Каждое землячество располагало сначала своими профессорами и ректорами, а также общим жилым зданием, коллегиями или бурсами ; в английских колледжах такая структура существует в принципе и сегодня.
В конце XIII в. профессора выходят из землячеств и объединяются по учебным предметам в 3 факультета: теологии, юриспруденции и медицины. Осиротевшие землячества образуют с «художниками», учителями Семи свободных искусств, факультет философии, что приводит к разным принципам планировки:
— рассеянные по городу бурсы и коллегиальные дома с залами
— похожая на монастырскую планировка с церковью, квартирами для профессоров и учеников
БОЛЬНИЦА
Госпиталь {от: лат. bospes — гость), также «дом божьих людей», «дом добрых людей», «Божий дом», «дом призрения» или богадельня — все это названия больниц или домов престарелых в городе или монастыре, строившихся часто на пожертвования богатых людей или гильдий. Типы:
-сооружение, приспособленное для ухода за больными
— большое главное здание с залом для больных и примыкающей к нему капеллой, вспомогательные здания с жилыми помещениями для персонала, кухней, аптекой, иногда с хозяйственными постройками, Открытые стропильные фермы залов для больных изготавливаются из древесины каштана, отпугивающей пауков
— сооружение для престарелых и инвалидов с комнатами, большим залом или передней
— большие жилые сооружения для престарелых, например, богадельня Святого духа в Любеке
— «дома призрения» в Англии — замкнутые поселки из 1- и 2-этажных домиков с церковью и административным зданием
БЕЛЬГИЯ, НИДЕРЛАНДЫ
Хотя эти страны и заимствуют у Франции новые образцы церковных и замковых сооружений, архитектура частных и общественных зданий цепко придерживается устоявшихся местных традиций:
— деревянные постройки исчезают очень медленно
— до XVII в. бельгийские ратуши отдают предпочтение средневековым зальным сооружениям
— в северных регионах средневековое фронтонное здание сохраняется вплоть до XVII в.
— итальянский Ренессанс оказывает первоначально больше влияния на декор, чем на архитектуру в целом
— до 1550 г. архитектура еще просто копируется внешне с акцентом на большую точность
Корнелис Флорис, 1514-1575, создатель ратуши в Антверпене, в своей книге «Изобретения» разрабатывает новые орнаменты, создающие язык северного маньеризма
— готические ступенчатые фронтоны с волютами и накладным орнаментом
— особенно в северных провинциях сочетания поверхностей из кирпича и тесового камня в конструктивных элементах, карнизах, обрамлениях дверей и окон; рустика и кладка из квадров приводят к появлению грубых антиклассических фасадов, а в сочетании с классическими элементами к гипертрофированным нагромождениям
— если Фландрия жадно принимает в XVII в. барокко, то в северной Голландии предпочитают классицистически-спокойные решения
ГЕРМАНИЯ
Ранний Ренессанс, XV в. до середины XVI в. Резчики по дереву, граверы на меди и художники внедряют в Германии орнамент итальянского Ренессанса, а на задних планах картин появляются итальянские колоннады.
— На рубеже 1500 г. итальянские зодчие возводят по заказам германских и славянских князей и городов сооружения в чисто итальянском стиле. Как заказчики, консервативные имперские города больше, чем космополитические князья, придерживаются местных традиций, поэтому в возводимых ими сооружениях более четко выражены ландшафтные особенности. В это время в Италии обучаются лишь отдельные немецкие архитекторы. Большинство же наивно придерживается верхнеитальянских и французских каталогов образцов.
— В течение всего Ренессанса в градостроительстве доминирует фронтонное здание. Предпочтение отдается декорации отдельных элементов, в результате чего они выпадают из общего архитектурного организма.
— Каменные постройки на Нижнем Рейне родственны соседним Нидерландам, но несут и ясные итальянские мотивы.
— В северной Германии кирпич часто перемежается со светлым тесовым камнем на карнизах, порталах и обрамлении окон.
— В южной Германии сооружения из тесового камня перенимают итальянский декор.
— Фахверк всегда играет важную роль в Германии, Франции и Англии, несколько меньшую в Нидерландах. «Оплотами» фахверка в Германии являются Франкония, Швабия и Нижняя Саксония.
— Старая готическая конструкция фахверковых сооружений изменяется не слишком сильно, но более четко обозначаются несущие и заполняющие элемента зданий: зубчики, ионики, волютные консоли, гротески,
Высокий Ренессанс, середина XVI в. Общая тенденция объединения нового стиля посредством самобытной орнаментики с собственным восприятием архитектуры.
— С жадностью перенимаются и пластически перерабатываются рольверк и другие разновидности накладного орнамента, обелиск, картуша, маскарон, позже из школы Корнелиса Флориса орнамент в виде выпуклых раковинообразных форм.
— Колонна на высоком цоколе, с каннелюрами, в нижней части богато орнаментированная, в верхней расширяется.
— Перенос одних материалов на другие; накладной орнамент на камне или дереве; вырезанное по дереву храмовое завершение дверей.
— Смещенные от середины фасада, часто великолепно украшенные, эркеры усиливают асимметрию. ;
— Фасадная роспись в южной Германии и Швейцарии заимствована из северной Италии.
— Своеобразием отличаются характерные для Данцига террасы вдоль фасада в городских домах, испытывающих голландское влияние, они проходят по всей ширине дома, поэтому подъезд к дому из узкого заднего переулка.
— В северной и средней Германии редко нарушается готическая традиция фронтонов, которые устанавливаются в виде поперечных
Аугсбург, арсенал. Монументальный фасад, сбалансированный по вертикали и горизонтали. Украшенный волютами фронтон с разрывами. Шишки пинии = символ города. Переход к барокко фронтонов и на больших крышах.
— Во Франконии и Швабии, несмотря на узкие земельные участки, делают «итальянские» внутренние дворы с галереями. Ротенбургская архитектура, якобы чисто германская, остается | все же провинциальной, как и вымученное нагромождение лестницы ратуши в Гёрлитце.
— К концу XVI в. богатые украшения не несут единство стилей.
Поздний Ренессанс, с 1600 г. В Италии, в первую очередь у Палладио, обучается все большее число немецких j архитекторов. Перенимаемые элсменты конструкции и декора становятся более простыми, отчасти барочными, концепция более : спокойной.
В Аугсбургской ратуше чувствуется спокойное дыхание итальянских па- ; лаццо, но заметен и отказ от украшений и колонн. Городской совет отклонил два предыдущих проекта Ходля в ; стиле венецианского Высокого Ренессанса. В Аугсбурге начинается и заканчивается немецкий Ренессанс.
АНГЛИЯ
Елизаветинский и якобинский стили 1550-1625
Англия не имеет почти никаких связей с католической Италией: во время своих познавательных путешествий английские дворяне знакомятся преимущественно с современной французской и фламандской, реже с итальянской архитектурой. Характерные особенности английских сооружений елизаветинского и якобинского стилей:
— большие поместья с функционально ориентированными, типично английскими планами
-образцами для наружного оформления служат замки Луары, фламандский маньеризм, итальянский Ренессанс
— сохранение фронтонного здания, асимметрии, большого, многократно члененного по вертикали и горизонтали окна
— фахверк на каменном цоколе. Плотное расположение стоек с раскосами
— в плане, обусловленном теснотой города и готической традицией. Ренессанс проявляется преимущественно в добавлении маньеристской орнаментики из альбомов образцов фламандца Флориса и немецкого архитектора Дитгерлина с его фантазиями.