На плане города, датируемом между 1797 и 1802 гг., изображены симметрично пристроенные к торцам ратуши небольшие объемы, не показанные на других документах и впоследствии снесенные. Они размещались в плоскости главного фасада, были вдвое уже основного корпуса и, возможно, одинаковые по архитектуре. Расстояние от них до зданий гостиного двора, фланкирующих площадь, было малым, около 7 м, а торцы корпусов гостиного двора составляли одну линию с главным ратушным фасадом. Все это позволяет предположить, что проезды с площади на расходящиеся от нее улицы по обе стороны от ратуши перекрывались арками. Последние служили продолжениями открытых лучковых аркад на первом этаже гостиного двора, благодаря чему усиливалась ансамблевость всей застройки. Так, часть площади с обратной перспективой восприятия, вероятно, имела композицию, типичную для площадей Возрождения и барокко, с аркадами по периметру в первых торговых этажах.
Третий этап создания системы площадей — начало XIX в. отличался преемственностью реконструктивной политики конца предшествующего столетия. Перед северным фасадом здания магистрата образована трапециевидная торговая площадь, связанная со старым рынком не только боковыми улицами, но и сквозным проездом по центру ратуши под башней. Организация в нервом этаже здания этого проема (ширина более 4 м. — Ю. Ч.), упоминаемого Н. Я. Никифоровским как «сквозные, достаточные для проезда ворота иод ратушей» и заложенного во второй половине XIX в., является малоизвестным и важнейшим обстоятельством. Оно косвенно свидетельствует о предварительном существовании уже в начале 1770-х годов ансамблевого замысла по созданию системы связанных общественных пространств с формированием площади у обратного фасада магистратского здания, функционально и визуально объединенной с главным рынком. Благодаря организации последней ориентированные на доминанты; Ж — оптимальный угол обозрения; ТІ, Т2 специфичные видовые точки из трех центральных площадей вся система композиционно-пространственно объединилась с базилианским монастырем и площадью перед ним, которая связалась с новым торговым форумом короткой широкой улицей.
Преобразование и территориальное развитие ансамбля отражают классицистические принципы и приемы, реализовывавшиеся при реконструкции градостроительных объектов со средневековой нерегулярной планировкой и нацеленные на гармонизацию асимметрично развернутых в пространстве форм в понимании эстетики классицизма. К этим принципам и приемам, обнаруженным в исследовании и дополняющим уже известные, общие стилеобразующие каноны, относятся:
единство размеров элементов застройки или пространств, общих по природе или разнохарактерных;
ограниченное использование модульности объемов и пространств с принятием в качестве модуля важного параметра одного из существовавших зданий;
применение в планировочной композиции удвоений и утроений; соотношение высот доминирующих и фоновых сооружений — от 3,8:1 до 2,6:1;
совпадение или другая взаимоувязка осей построения;
сложная асимметричная пространственная композиция с отдельными симметричными элементами;
метод регулирования, «идеализации» неправильной средневековой планировочной основы формированием упрощенных повторяющихся геометрических фигур, образно близких между собой по начертанию (треугольник, трапеция);
тенденция к взаимной перпендикулярности осей построения, «ортогонализации» живописного целого, направленной на его упорядочение;
подобие композиционных схем, образование стереотипа решения отдельных составляющих ансамбля;
тенденция пространственного раскрытия частей ансамбля друг к другу, к природному окружению и иным городским комплексам;
формирование осевых визуальных направлений внутри площадей и с использованием прямых и обратных зрительных связей вдоль подводящих улиц;
организация узловых видовых точек, дающих специфичные эффекты восприятия, различие критериев установления таких точек;
поддержка сложившегося в эпоху барокко принципа неповторяемости числа высотных элементов в объемной композиции доминант.
Остановимся на некоторых принципах. Например, дома губернатора и вице-губернатора приравнены по длине к иезуитскому костелу. Расстояние от северного фасада ратуши до северной стороны новой торговой площади равнялось протяженности от этого же фасада до продольной оси бернардинского костела, а также сумме ширины последнего и длины примыкающего гостиного двора. Отрезок от южного фасада здания магистрата до той же северной стороны торговой площади приравнен к меньшему основанию трапеции, образуемой этой площадью, и к протяженности главного фасада коллегиума. Длина Воскресенской церкви, совпадающая с длиной ратуши (13 саж.) принята как модуль и использована несколько раз. В расстояние от середины здания магистрата до северной стороны торговой площади модуль укладывался трижды, а окружность с центром посередине ратуши и радиусом-модулем определила оси проходов между двумя площадями.
Протяженность группы домов губернатора и вице губернатора вдвое больше ширины культово-административной площади. Расстояние от середины главного фасада ратуши до центра звонницы коллегиума втрое превышало отрезок от ратушного фасада до северной стороны торговой площади. Этому же отрезку равны расстояния от звонницы до угла культово-административной площади и до середины фасада иезуитской школы. Наконец, учитывая священность числа три в христианском богословии, можно предположить, что этим обстоятельством вызвано повышенное внимание зодчих XVII XVIII вв., еще до классицистической реконструкции, к взаимному положению наиболее сакрализованных частей храмов — главных алтарей. Отрезок между центрами апсидных стен Воскресенской церкви и бернардинского костела укладывался точно три раза в расстояние от этой точки церкви до аналогичной точки иезуитского храма.
Утроения и удвоения, заложенные в расстояния между культовыми зданиями, наблюдались и в градостроительстве Древней Руси. Такой закономерности подчинялись четыре храма в Старой Рязани XII в. Отрезок между Успенским и Борисоглебским соборами был вдвое меньше, чем расстояние от последнего до Спасского собора, и втрое меньше, чем до Благовещенской церкви.