Воспринимаемое зрителем с главной магистрали и площади, почти не осознавалось в связи с изолированным положением храма за застройкой северной стороны торга. Отсутствовала и визуальная связь синагоги с пиарским костелом, что обусловлено сравнительно плотной на этом участке застройкой западной стороны основной улицы. Тем не менее в общей оценке ситуации при долговременном визуальном освоении среды складывалось впечатление равновесия этих двух храмов, расположенных напротив на равном расстоянии от планировочной оси.
Следует отметить, что постановка вертикальных ориентиров на малом удалении в обе стороны от градостроительной оси как соблюдение принципа равновесия является яркой чертой русского градостроительства XVII в. при совершенно иной архитектуре и конфессиональности храмов. Если на Руси типичны ярусные объемы с многокупольным или шатровым завершением, многоэлементным силуэтом, широко распространенные центричные композиции церквей, которые в общем облике среды формировали образ покоя, то в белорусском градостроении XVII — XVIII вв. тема равновесия сопряжена с образной динамичностью, внутренней напряженностью, «собранностью» культовых доминант. Эти качества вызваны особенностями формообразования барокко, а также лаконичной и асимметричной, традиционной для католических и униатских храмов композицией, представленной горизонталями основных объемов, часто с базиликальным разрезом, и, по контрасту с ними, вертикалями одной — двух башен или барочного щита главного фасада костела. Порталы всех храмов Лиды обращены к основной улице, а высотные завершения дополнительно акцентировали эту структурную ось, группируясь вдоль нее, тогда как апсиды направлены внутрь кварталов, не подчиняясь безусловной необходимости ориентации на восток.
Единство принципа равновесия и его частного проявления — приема околоосевого размещения доминант в русском и белорусском градостроении XVII — XVIII вв. сочеталось с существенными различиями пластических и колористических характеристик застройки. В декоративно-стилевом отношении следует указать на глобальное применение в ВКЛ XVII в. ордерных систем той или иной степени профессиональной проработки. Кроме того, в отличие от свойственного русскому художественному мышлению многоцветия городов XVII в., поражавшего современников, колористическое решение доминант белорусских поселений характеризовалось сравнительным аскетизмом. В основном эстетический эффект строился на сочетании двух-, трехцветных или белых поверхностей стен с желто-красны ми черепичными кровлями.
Целостности пространственной организации ансамбля центра Лиды способствовало то, что кармелитский костел и ратуша, а с другой стороны — Крестовоздвиженский и униатский храмы были построены на умозрительном продолжении соответственно западной и восточной стен замка. Другими словами, проекции на северную стену замка расстояний между Крестовоздвиженским и кармелитским костелами, а также между ратушей и униатской церковью равнялись ширине замка.