Одной из важнейших задач построения формы сооружения является выбор гармоничного очертания ферм и арок. Задача осложняется обычно тем, что очертания здесь — функция не только эстетики, но и статики сооружений. Однако вполне возможно, не нарушая рациональных с точки зрения статики очертаний, найти и эстетически наиболее удовлетворительные очертания.
При этом, конечно, требования статики не должны противоречить здравому смыслу и грубо нарушать эстетические требования; в противном случае мы можем получить решения вроде моста, беспокойные формы которого производят утомительное и неприятное впечатление, как только сгладится первое мимолетное ощущение живописности его форм.
В небольших, а также в единичных сооружениях, как, например, переходные мостики, мачты линий электропередачи, стоящие поблизости от населенных мест, или на переходах через реки, очертание следует подчинять в большей мере требованиям эстетики, меньше считаясь с суровыми статическими и конструктивными ограничениями.
Объекты же, расположенные в безлюдных местностях (например линейные мачты), в которых вопросы экономичности и конструктивности более серьезны, чем требования эстетики, следует в первую очередь подчинять статическим требованиям, стараясь лишь, по мере возможности, увязать их с эстетическими принципами.
В больших мостах, естественно, и те и другие требования имеют одинаково серьезное значение.
В крупных сооружениях, воспринимаемых, как правило, со значительного расстояния, как, например, железнодорожные мосты, крупные мачты и башни, наиболее серьезное значение имеет выбор очертания, решение общей композиции, уравновешивающей движение форм, и композиции решетки и основных членений формы. В промышленных же сооружениях и особенно в общественных зданиях, т. е. в объектах, воспринимаемых большим количеством людей и на близком расстоянии, первостепенное значение имеет обогащение отдельных форм и всей композиции.
Обогащение это достигается обычно подобно тому, как это имеет место в музыке, введением дополнительных мотивов, повторяющих основной мотив и усиливающих впечатление целого.
Серьезное значение имеют при этом фактура и окраска форм, являющиеся тем «обертоном», который обогащает «звучание» основной формы.
Введение фактуры может совершенно изменить характер и темп движения форм. Грубая фактура делает его более замедленным; гладкая полированная поверхность, наоборот, увеличивает темп движения. Поэтому та или иная фактура должна намечаться уже в процессе композиции, ибо пренебрежение ею может совершенно исказить впечатление от выполненного сооружения. Формы металлических сооружений, как правило, страдают некоторой сухостью, геометрической четкостью. Однако эта четкость значительно смягчается светотенью, как это показывает, например, 100 переходный мостик. Обогащение формы металлических элементов возможно также введением кованых и литых деталей, штампованных частей, металлизацией поверхностей, гармоническим размещением членений, архитектоническим решением формы опорных узлов и примыканий.
Обогащение отдельных форм вносит то «многообразное в единичном», которое также повышает эстетическую ценность целого, как и единство, вносимое в многообразие форм.