В главе о движении форм мы выяснили, что быстрота движения зависит от расчленений формы. Могут, таким образом, существовать две совершенно различные по размерам формы, обеспечивающие одинаковую скорость движения взора, но различие в размерах элемента создает различную силу впечатления. Тонкая стальная стоика может быть такой же динамичной формы, как каннелированная колонна Пестумского храма, но по мощи воздействия на чувство последняя неизмеримо значительнее.
Может существовать вполне гармоничное в своих соотношениях сооружение, но сила воздействия, которое оно производит благодаря незначительным размерам частей, может быть настолько невелика, что мы пройдем мимо него, не реагируя на гармонию его форм.
В этих случаях сила эстетического воздействия может быть значительно повышена контрастированием и сочетанием различных по легкости и величине членений форм.
Также и в металлических конструкциях: четкий узор легких, воздушных элементов может быть воспринят только в контрасте с каким-либо иным, более мощным движением, но, будучи дан отдельно, он может не оставить сколько-нибудь значительного впечатление.
Так воспринимается нами конструкция павильона выставки цветоводства в «Кур ла Рэн» близ Парижа, изящная и гармоничная конструкция которого проходит мимо нас, не оставляя значительного следа в восприятии благодаря исключительной легкости своих частей.
Само собою разумеется, что пользование исключительно элементами предельной силы, помимо того, что оно не всегда возможно, совершенно необязательно для создания нужного впечатления. И в приведенном случае впечатление легкости, ажурности конструкций, отсутствие назойливости, несомненно, входило в расчет архитектора.