Один из критических вопросов архитектурного мастерства, им определяется точность переноса замысленного образа в натуру. Соотношения эти зависят от механизмов восприятия пространства и формирования перцептивных образов, равно как и от условий восприятия.
Третий тип модели — экзистенциальное, или переживаемое, пространство, стабильный образ окружения, основанный на восприятии пространства как поля деятельности, вносящей в него свои качественные характеристики. Структурирование пространства в такой модели осуществляется на основе положения целей, путей к ним и непроницаемых для движения границ. Модель переживаемого пространства более операциональна, чем перцептивная модель, для объектов и систем со сложным функциональным наполнением, выраженным в разнокачественное™ частей пространства и их различном ценностном восприятии.
Четвертый тип модели — художественное пространство, пространство как художественный образ, структурированная пространственно система художественных ценностей и образносимволических значений, которая связывает архитектурное пространство и пространственные образы включенных в него произведений других искусств (монументальной и станковой живописи, скульптуры, декоративного искусства). Взаимодействие составляющих в едином художественном пространстве образует необходимое условие синтеза искусств.
Геометрические закономерности построения пространственных моделей, связанных архитектурным пространством, определяются, как правило, трехмерными решетками прямоугольных координат или системой взаимосвязанных полей, преимущества первой системы — очевидная связь с естественными архетипами перцептивного пространства, облегчающая ориентацию; простота построения и очевидность закономерности; «упаковка» элементарных ячеек крупные конфигурации без остатка в виде «внесистемных» пространств и объемов. Структурирование пространства системой взаимосвязанных полей потенциально дает больше возможностей для очевидного означения неравномерности и неравнокачественно- сти пространства, больше возможностей также и для интенсивной символической нагруженное™ смыслонесущих элементов. Гибкость организации определяется возможностью активного взаимопроникновения полей; система значений обогащается их внутренней соотнесенностью. Вариацией трехмерной прямоугольной решетки является модульная система, в горизонтальной плоскости организуемая ромбическим или шестигранным модулем. Прямой угол — вертикаль—горизонталь — при этом сохраняется, зафиксированный естественностью гравитационного направления.
Различные «свободные» модели пространственного строения выстраиваются и прочитываются человеком европейской культуры, воспитанным в «прямоугольном» мире, через соотнесение с прямоугольной системой координат (вспомогательные построения на чертеже или при разбивке в натуре; воображаемые трехмерные решетки, которые «подстраиваются» к горизонтальным и вертикальным элементам при восприятии) — фактор, который должен учитываться при образовании архитектурного пространства. Более трудная для пространственного воображения пространственная система, структурированная системой полей, практически не используется в качестве вспомогательной воображаемой модели.
Структура пространства, организуемого средствами искусства строить, архитектурного пространства, служит первоосновой архитектурной формы — специфического языка архитектуры. Пространственная форма архитектуры связана с человеческой жизнедеятельностью — как в своем образовании, так и в существовании. Деятельность же развертывается как в трех измерениях пространства, так и в четвертом — во времени. Время и его взаимодействие с пространством является поэтому одним из важнейших факторов формообразования. К этой проблеме мы обратимся в следующем разделе работы.