Советская архитектура прошла в своем развитии ряд последовательных этапов. В застройке таких городов, как Москва, Ленинград, Свердловск и др. мы найдем характерные здания в духе конструктивизма, более монументальные сооружения с использованием ордерных форм и снова отличающиеся от них здания «современной» архитектуры. В этом развитии творчеством архитекторов руководило стремление к художественному синтезу, при котором развитые всесторонние аспекты архитектуры достигали бы стилевого «интегрального единства» в целостной и эмоционально выразительной форме.
Для начального этапа характерно наличие ряда направлений и группировок, предпосылки образования которых можно обнаружить в самой логике создания новых форм, отвечающих новым социальным потребностям, функциям и строительной технике. Так, в творческом кредо «рационалистов» Аснова, опиравшихся на психоаналитические модели интуитивного эстетического восприятия, очевидны элементы абсолютизации в теории ограниченного, преимущественно интуитивного подхода и соответствующих аспектов архитектурной формы. Принципы «конструктивистов» (функционалистов) Оса не лишены печати рационалистского, аналитического подхода. Противопоставленное такой обусловленной односторонности стремление немедленно достигнуть синтеза формы, хотя бы искусственного, могло вести к рецидивам символического «формализма» в строительстве уникальных зданий, допускавшего прямые ассоциации архитектурной формы с символами и атрибутами новой жизни. Другой ускоренный путь, открывавший широкие практические возможности и опиравшийся на уже достигнутое высокое профессиональное мастерство, заключался в привлечении для решения новых социальных задач по-новому трактованных форм архитектуры прошлого — путь, по- которому шла не одна из эпох предшествовавших промышленной революции.
Было бы ошибочным упрощением рассматривать особенности советской архитектуры первого периода лишь с позиций этой схемы. Обусловленное объективными фактами более контрастное выражение в архитектурной форме одного из присущих ей аспектов не лишает созданные в творческом процессе произведения своеобразных синтетических, художественных качеств. При всем этом она остается сложным и необычайно многогранным явлением, которому присущи общие закономерности художественного формообразования.
Наиболее выразительным фактором развития архитектуры первых лет Октября была новая функциональная сторона архитектуры, со становлением и развитием .новых социальных .потребностей и (выполнением задам .культурносо строительства. Возникала, в частности, практическая задача создания новы к типов общественных з-даний (дворцы труда, клубы, дома культуры, народные дома, дворцы рабочих, «районные термы», домв Советов и т. д.), новых систем социалистического расселения, первых промышленных сооружений и жилищ для рабочих.
Связь профессиональных задан с социальным заказОМ видна на примере проектирования общественных зданий — дворцов культуры, клубов, народных домов, удовлетворявших потребности общения, митингов и собраний.
В 1919 году проведен первый конкурс на создание дворца рабочих в Петрограде. Он был откликом на конкретный заказ рабочих. Путиловский завод обратился к правительству с просьбой поддержать его в деле воздвижения в Петрограде «гигантского народного дворца». «Хотя бы вы нам давали десятки, сотни синодов, сенатов и других зданий старого образца, сотни; роскошных буржуазных домов, — говорили путиловцы, — этого нам недостаточно, это не удовлетворяет нашу потребность, мы хотим иметь свой дом на заказ по нашему росту, а не с дворянского или буржуазного плеча».
Естественно, что в эти ранние годы, когда в строительстве и самси жизни слишком неопределенны были ростки реального развития слагаемых архитектуры, определяющих не единичное, а комплексное преобразование всей среды, в подходе к теме преобладала скорее художественная изобразительность: старые формы рост и фигуру «Нового Атланта». Примером может служить проект архитектора А. Е. Белогруда, выполненный под девизом «Крепость рабочих». Дворец рабочих решен в духе традиционной дворцовой архитектуры, в формах героически приподнятых, лаконичных и массивных.
Путь, пройденный в последующие годы напряженной работы, был подытожен конкурсом на создание Дворца труда для Москвы (на месте построенной позже гостиницы «Москва»), проведенным в 1922—1923 гг. Конкурсные проекты дворца раскрыли широкий диапазон творческих направлений, новые тенденции и методы формообразования в архитектуре. Первая премия была присуждена проекту архитектора Н. А. Троцкого. Проект отвечал условиям конкурса, предполагавшим деление комплекса на общегородскую театрально -зрелищную часть и часть дли аппарата Моссовета, Московского комитета РКП (б) и профсоюзной организации.