Символ величия и славы
В XVIII веке Васильевский остров — это удобный порт для молодого Петербурга. Здесь было возведено здание Биржи, пакгаузы и Таможня. В настоящее время корабли приходят в другой порт, но стрелка Васильевского острова неизменно напоминает о былом величии и красоте.
В 1810 году, на стрелке Васильевского острова в Петербурге были возведены ростральные колонны, как символ побед морской державы и ее флота. Автором этого архитектурного сооружения был француз Тома де Томон.
Согласно древнему римскому обычаю моряки привозили с собой носы поверженных кораблей. Чем больше трофеев, тем значительнее были победы. В дальнейшем порт морской державы украшался триумфальными колоннами на которых располагались ростры (носы) поверженных кораблей противника. Отсюда и название этих величественных колонн. По желанию Петра I город должен был непременно стать портом Великой Державы, и этот атрибут морских побед необходим для утверждения славы и мощи молодого государства.
Колонны сложены из особого пудостского камня и выложены красным кирпичом. Каждую колонну украшает четыре пары ростр и рельефные морские якоря. Носы кораблей осаждают сказочные персонажи: русалки, водяные, морские коньки, дельфины и невиданные рыбы-чудища со дна морского. На постаментах сидят четыре фигуры две мужские и две женские. Они символизируют собой четыре реки: Волга, Днепр, Нева и Волхов. По замыслу архитектора скульптуры должны были быть из чугуна, однако, не удалось найти исполнителей таких работ. Скульптуры были сделаны из того же камня. Первоначально он был желтым, но со временем утратил свой цвет.
Над созданием колонн трудились самые известные каменотесы того времени из мастерской под руководством Суханова. Статуи были выполнены по моделям скульпторов, которых знал и ценил архитектор Тома. Это — Камберлен иТибо.
Работы, связанные с этим памятником архитектуры Петербурга постоянно находились под пристальным надзором Академии Художеств и, в частности, известного зодчего Захарова. Обсуждалось и учитывалось все: проект, само строительство, художественный облик и практическое применение.
Географическое положение колонн делает возможным видеть из далека. Они поражают своей мощью, красотой и величием. Кроме того, стрелка острова была поднята, чтобы избежать затопления, и сама Нева была несколько «отодвинута». Это позволило превратить стрелку Васильевского острова в излюбленное место горожан и гостей города.
С учетом климата Петербурга скульптуры не один раз реставрировались. Морской климат и дожди неумолимо делают свое дело. Много фрагментов было утрачено, но во время реставраций эти фрагменты были заменены копиями.
После сооружения колонны служили маяками проходящим кораблям, они указывали путь в Большую и Малую Неву. Высота колонны 32 метра. Внутри колонны находиться винтовая лестница, которая ведет на площадку с огромной чашей. Чашу заполняли конопляным маслом, и факел был виден в любую непогоду. В 1896 году колоны были электрифицированы, но этот способ освещения оказался абсолютно не экономичным.
После долгого перерыва колонны наконец-то стали зажигать. Петербуржцы увидели огни на Ростральных колоннах лишь в 1957 году, по случаю 250-летия родного города. Этот юбилей праздновался с опозданием. К чашам колонн был подведен газ. Факелы высотой в 7 метров оживили памятник архитектуры.
В настоящее время колонны зажигают только по большим праздникам несколько раз в год. Это, как правило, День Города и праздник «Алые паруса». Сегодня – это гордость и архитектурный шедевр города на Неве, напоминающий о его былом и настоящем величии.