Романский стиль XI—XIII вв.

Цветовая среда города

Термин «романский» появился в XIX столетии и относится к архитектуре XI и XII вв., когда возникла относительно цельная общеевропейская художественная система. Главными чертами стиля стали цилиндрические своды и стремление перекрыть ими огромные пространства — навык, ушедший вместе с древними римлянами. Это стало возможным с появлением в Англии в 1200-х гг. нервюрного свода и его распространением в Нормандии и континентальной Европе в начале XII в.

Существовал ряд местных школ в феодальной Франции, использовавших характерные романские черты: круглые арки, своды, обилие декора. Особое явление в архитектуре Франции — паломнические церкви.

Четыре главных пути пилигримов, шедших через Францию в испанский монастырь Сантьяго-де-Компостела, отмечали четыре больших собора: Сен-Мартен в Туре, Сен-Марсиаль в Лиможе, Сент-Фуа в Конке и Сен-Сернен в Тулузе.

Паломники путешествовали по всему континенту и способствовали распространению новых архитектурных стилей.

Планировка церквей также учитывала большое количество паломников. Протяжные нефы, просторный трансепт, сквозной обход — характерные черты французских церквей. Апсида часто окружалась капеллами и галереей. Крытая галерея шла по периметру апсиды, открывая доступ к капеллам. Капеллы были пристроены к восточным сторонам трансепта. Эти нововведения позволяли отделить духовенство от паствы и отделить главный алтарь от капелл, посвященных святым.

Романский стиль в Германии

Германские архитекторы XI и XII вв. заимствовали формы, созданные еще при Оттонах, но изменили их, создав первые действительно романские здания. Собор в Шпейере 1030 г. (начало XIII в.) — пример новой европейской архитектуры. Собор, построенный как пантеон германских императоров, черпал вдохновение в классическом прошлом, в колоссальных раннехристианских базиликах IV в., в сравнении с ним стали казаться карликами прежние церкви Северной Европы.

К моменту окончания строительства собор стал самым большим храмом Запада. Влияние этого здания распространилось в Рейнской области и за границей, во Франции.

Другим вкладом Германии в романскую архитектуру стали башни- близнецы на западном фасаде церквей, таких как соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе и Лаахе.

Романский стиль Испании

Во время мавританского владычества в Испании зародился и развился очень своеобразный мавританский стиль. Элементы этого стиля в XI—XII вв. смешались с пришедшим из Франции европейским архитектурным языком. В результате возник смешанный стиль, основанный на французских образцах, но сохранивший традиционные исламские черты. Романский стиль Испании в основном связан с путем паломников в церковь Сантьяго-де-Компостела в Галисии. Собор повторял тип паломнической церкви, сложившейся во Франции. Для испанских церквей были также характерны искусные, часто весьма реалистичные резные скульптурные украшения.

Английский норманнский стиль: церкви

Романский стиль, называемый в Англии норманнским, доминировал здесь в XI—XII вв. После победы Вильгельма Завоевателя при Гастингсе в 1066 г. Англия была завоевана норманнами, которые принесли новый стиль. В архитектуре Англия быстро усвоила норманнский опыт. Основными типами зданий были замок и крепость. В это время велось очень интенсивное строительство, были перестроены практически все соборы и аббатства, построены соборы Кентербери, Линкольна, Рочестера, Винчестера, Сент-Олбанса. Все эти строения отличались гигантскими размерами, превышавшими все построенное на тот момент в Англии и соперничавшими с континентальными образцами.

Английская архитектура ориентировалась на норманнские образцы, но также использовала и собственное недавнее прошлое, унаследованное от англосаксов и викингов. Традиционные мотивы обнаруживались чаще в элементах, орнаментах, таких как шеврон и зигзаг, уже знакомых нам по собору в Дареме (строительство начато в 1030 г.). Для этого периода характерен богатый декор фасадов и интерьеров. Кроме того, в начале XII в. в Англии появился каменный свод, что стало переломным моментом в технике строительства. До этого времени храмы имели деревянные перекрытия, так как сложно было перекрыть огромный проем нефа.

В 1130 г. собор Дарема был перекрыт каменным нервюрным сводом. Впервые стены и свод были зрительно объединены и сделаны из одного материала. Собор Дарема считается первым в Европе храмом, в котором был совершен этот технический переворот.