Архитектура Кокандского ханства

медресе Нарбута Бия

Фергана отпала от Бухары еще в конце XVII в. При правителях династии Минг образовалось Кокандское ханство, захватившее в начале XIX в. Ташкент, Туркестан, часть Семиречья и земли вдоль Сыр-Дарьи. История Кокандского ханства изобилует внутренними смутами, столкновениями с западными и восточными соседями — Бухарой и племенами Кашгара.

В Фергане есть ряд древних городов, обладавших большой строительной культурой; и хотя ранних памятников здесь немного, постройки XVIII—XIX вв. нередко воспроизводят их черты.

Отзвук старых приемов отчетливо проявляется в мавзолее Ходжамны Кабры в Намангане. Построенный в 50-х годах XVIII в., памятник свидетельствует о высоком уровне мастерства и вкуса. Но его архитектура подражательна: для фасада источником послужило зодчество XI—XII вв. с его резной терракотой, для интерьера за образец взят интерьер мавзолея в Сафид-Буленде.

Мавзолей Ходжамны Кабры сложен из жженого кирпича с затиркой швов. Увенчанный куполом, памятник имеет простой план с квадратным помещением и фасадный портал прекрасных пропорций с боковыми гульдаста.

Весь этот фасад, включая гульдаста, облицован плитками резной терракоты. Стройная и очень глубокая арка портала, так же как в памятниках XI— XII вв., опирается на резные колонки с базой и капителью. Некоторые детали фасада — базы и пояса гульдаста, колонки — имеют резной поливной орнамент.

Узор штампованных плиток содержит мотивы, тяготеющие к орнаменту кочевых областей Киргизии. Необычен тон поливы — темнозеленый (пояса письма, колонки) и морковно-красный (капители), в архивольте арки чередуются красные и зеленые кирпичики.

Оригинально оформлены арки свода, сталактиты которой расположены рядами параллельно шелыге свода. Вид интерьера в общих чертах копирует детали мавзолея Шах-Фазиль: членение купола на доли, резные панно меж тромпов, которые здесь, будучи полукруглыми в плане, завершаются окрашенными звездочками ганчевых сталактитов.

Мавзолей Хаджи Амина

Орнамент купола выполнен техникой ганчевой мозаики в две краски— черную и красную. Под тромпами стены огибает широкий резной по ганчу фриз, где круглого рельефа письмо сочетается с орнаментом.

Трудно сказать, каковы были нижние части стен, после ремонта гладкие ш покрашенные масляной краской. Внешний верхний объем здания имеет вид купола на довольно неуклюжем звездчатом барабане, что также напоминает о ранних памятниках зодчества (например, о мавзолее Манаса). Резная по стуку надпись над входом сообщает имя зодчего — Мухаммед Ибрагим.

Коканд превратился из средневекового поселения в город лишь в XVIII в., поэтому строительная культура здесь заимствованная. Известно, что сюда из Бухары переселилось целое семейство строителей.

Этим, по-видимому, следует объяснить отличие кокандских монументальных построек от памятников восточной части долины — здесь не было попыток воспроизвести на фасадах приемы орнаментации жженого кирпича или резной терракоты.

Наиболее старое из сохранившихся кокандских зданий — медресе Нарбута Бия, известное под названием Медресе-и Мир (конец XVIII в.). Одноэтажное, с обнаженной кладкой жженого кирпича, лишенное декора, оно характеризуется невысоким уровнем строительного мастерства (например, наблюдается разнобой пролетов арок фасада).

Направо от входа находится мечеть с куполом на пересекающихся арках и барабане, прорезанном дюжиной стрельчатых зарешеченных окон, а налево— дарсхана с куполом на тромпах и щитовидных парусах. Убранство мечети, более нарядное, чем в дарсхане, включает сталактитовые подкупольный карниз и нишу михраба. Хороша резьба входной двери.

На кладбище расположена группа ханских усыпальниц Дахма-и Шохон (1825 г.). Ансамбль состоит из трех частей: купольного входа с порталом, мечети-айвана с двумя колоннами и обнесенного арочной оградой фамильного кладбища Нарбута Бия и его потомков.

Портал входа облицован майоликой и поливным кирпичом, уложенным в виде геометрического орнамента. Неподалеку находится Модари-хан — усыпальница матери хана. Это купольное сооружение с порталом, обрамленным по бокам гранеными башенками и покрытым изразцами; интересно внутреннее спирально-ребристое оформление купола.

Кокандский дворец — урда (ныне музей) построен Худояр-ханом в 1871 г. Формы дворца характеризуют все направление зодчества Коканда: стремление скрыть за внешним блеском поливного декора скудость творческой мысли и недостаток средств.

Главный фасад урды из жженого кирпича, поднятый на высокий цоколь и фланкированный башенками, сплошь покрыт пестрой изразцовой облицовкой; к входу ведет длинный пандус. За ним, как за декоративной ширмой, спрятаны обычные каркасные постройки с земляной балочной кровлей.

Многочисленные помещения окружали дворы — внешний и внутренний; но сохранились лишь постройки внешней половины. Общий контур плана прямоугольный.

Помещения дворца украшены хорошей настенной резьбой по ганчу и резьбой по дереву. Роспись потолков выполняли клеевыми красками кокандские мастера Ма-Расул, Ма-Солех и Хакимбай. В отличие от средневековых изразцов кокандские имеют в некоторых случаях зеленую и даже желтую поливу.

Поливной изразчатый декор применялся в Фергане и в XX в. (порталы медресе Ка- моль-козы в Коканде 1914 г. и медресе Мулло-Кыргыз в Намангане).

В Андижане выделяется внушительными размерами построенное на рубеже XX в. медресе Джоми. Интересна композиция портала, хотя детали несколько модернизированы. Угловые башенки гульдаста снабжены фонариками.

Посреди обширного двора высится минарет с голубым изразчатым куполом. Всю заднюю сторону двора занимает грандиозная многоколонная мечеть с деревянным покрытием. Ее планировка характерна для местной народной традиции.

Местные зодчие постоянно обращались к традициям прошедших веков. Однако цельная школа строительного искусства в Кокандском ханстве не сложилась. Хивинские зодчие на основе древних традиций создали своеобразную единую школу искусства.

В Фергане же мы видим лишь опыты копирования отдельных памятников или деталей, не связанные какой-либо стилистической общностью. В этом смысле показательна архитектура мавзолея Ходжамны Кабры, где тонкое и мастерское выполнение лишено творческой инициативы.

Облицованные изразцами граненые башенки кокандского мавзолея Модари-хан копируют в миниатюре формы грандиозной мечети Биби-ханым.